_Alex_

ФОТОАЛЬБОМ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ГЛАВНАЯ
МАТЕРИАЛЫ

СПОРТ

Календарь спортивных результатов

ОТЧЕТЫ

Упоенные Сливой "Сербия - Черногория 2012

О велопоходе IIIкс "Западный Кавказ 2011

О велопоходе "Валдайская Возвышенность 2010"

Велопоход Карельский Перешеек ноябрь 2009

О велопоходе "Южный Урал 2009".

Покатушки "Анархистов в тумане". Карпаты, май 2008г

Отчет о походе 2кс по Краснодарскому Краю, Западному Кавказу

Отчет о покатушке "Кавказ на Н.Г. 2007"

РАЗНОЕ

О Московском Марш Броске осень 2010

Мой первый бревет

Горные впечатления велотуриста. Западный Кавказ, июль 2008г.

Об осеннем марш-броске в Питере

Мои впечатления от лыжного похода 1кс по Кеноозерскому Заповеднику

ССЫЛКИ

САЙТ ВЕЛОКЛУБА 3x9

ФОРУМ ВЕЛОКЛУБА 3x9
 

Отчет о походе 2кс по Краснодарскому Краю, Западному Кавказу 30.04.2007-14.05.2007.

Заявленный маршрут

Схема маршрута

Краснодар - Афипский – Новодмитриевская - Григорьевская – Ставропольская – Чернаколова - пер. Пятигорский - Мирный- раз.60км.- Фанагорийское - Красный аул - Куринская - Хадыженск – б.о.Дубрава – Николаенко - Нефтегорск – Ширванская Водокачка- Красный Дагестан – Нижегородская – Гуамака - Каменномостский -> на электричке в Майкоп-> на электричке в Туапсе-Лазаревское – Вардане – Лоо – Догамыс -Сочи-Адлер – Веселое - Лесилидзе - Хейвани - Холодная Речка-Гагра-Аквара-раб.пос оз.Голубое - оз. Рица –оз. Голубое - Аквара - Отрадное - Гагра - Холодна Речка - Хейвани - Лесилидзе - Веселое - Адлер

Участники похода

Блясов Алексей Михайлович, 1982

Фотограф, Казначей

GT Avalanche 2.0, Shimano Alivia, Disk Brakes

Блясов Алексей (Ulter)

Краузе Анастасия Сергеевна, 1986

Завхоз

Rockmachine, Shimano Deore LX, V-Brakes

Краузе Настя

Минаев Антон Александрович, 1983

Механик

Stels, Shimano Deore, V-Brakes

Минаев Антон (Pafnut)

Окунев Алексей Александрович, 1984

Руководитель

Trek 4300, Shimano Alivio, Disk Brakes

Окунев Алексей (_Alex_)

Осокин Вечяслав Владимирович, 1977

Штурман, Завснар

Merida TFX, Shimano Deore XT, V-Brakes

Осокин Слава (Vyacheslaw)

Смирнова Галина Викторовна, 1982

Медик

Atom SX400, Shimano Alivio, V-Brakes

Смирнова Галина (Celina)



Как это было...

Вот мы и вернулись из похода по Краснодарскому Краю- Западному Кавказу. Теперь самое время вспомнить как это было. Оставаясь в своей манере, изложу свои впечатления, иногда опуская скучные цифры. Краткость - сестра таланта, но не моя подруга, поэтому наберитесь терпения! Для тех, кого интересуют лишь километры и повороты попробую написать техотчет, но это позднее.

28 апреля, суббота.
Начнем с самого начала. Этот день для меня был особенно длинным. Еще бы! Ведь всю прошедшую неделю наша группа собиралась в поход. Накануне в пятницу еще раз проверяю раскладку по продуктам и снаряжению. Кажется, все вещи собраны и все продукты на 3 дня куплены. Встреча назначена на курском вокзале в 17:00. Поезд Москва Сочи отправляется в 18:36. Лишь Осокин Слава уехал раньше. Он позже всех решил присоединиться к походу и билеты у него до г. Тихорецк, откуда он планирует уехать в отправную точку маршрута г. Краснодар на электричке. Остальные участники собрались на вокзале, и немного помучившись с откручиванием педалей, благополучно погрузились в поезд. Лишь один эксцесс – проводница и начальник поезда никак не соглашаются с правилами перевозки велосипедов, вымогая из нашей не очень богатой казны по 300р с носа!!! Позже мне таки удалось договориться с проводницей на 150, и все равно это не оправданные поборы.

29 апреля, воскресение.
Долгий-долгий день в поезде. Периодически выходим из душного вагона подышать свежим воздухом на станции.


Выясняется, что в соседнем вагоне едет веселая компания водников из турклуба МГТУ им. Баумана. Водники, не теряя времени, проводят тренировку и соревнования по литерболу, поглащая спирт, вино, водку, пиво, а на станциях открывают шампанское, выкрикивают тосты «За Московский Государственный Технический...», сменяющиеся тостами с нецензурной лексикой, общий смысл которых «за московские сексуальные меньшинства»:). Попытавшись спеть с ними под гитару, понимаем, что это сделать не удается. Пьем пиво в своей компании. С 19:00 сухой закон вступает в действие, ведь завтра нам вставать рано. Вечером получаю смску от Славы. «Выгрузился. Электрички до Краснодара не ходят. 40 из 140 км уже проехал».

30 апреля, понедельник.
4:38 Выгружаемся на вокзале в г. Краснодар. Из соседнего вагона выплывают водники. Пытаюсь расспросить их о маршруте, лишь четвертый отвечают, что они намереваются сплавляться от пос. Отдаленный. Собираем велосипеды. Ждем нашего шестого участника, в который то время отчаянно боролся со сном и усталостью, преодолевая километры пути. Около 6:30 звонит Слава, сообщает усталым голосом, что проехал табличку «Краснодар», но до вокзала ему никак не меньше 15 км. 8:37. Слава приехал. Усаживаем его в кресло на 2ом этаже вокзала, даем передохнуть после долгой изнурительной дороги. Слава рассказывает (об этом он просил упомянуть в отчете), что в Тихорецке его очень тепло встретил местный велотурист, помог ему слезть с поезда и проводил вплоть до границы города. А когда выяснилось, что Слава забыл на вокзале заплечник, брат по разуму любезно сгонял за ним на пустом байке. Тихорецкий товарищ рассказал Славе что велотуризм не развит на юге Росии, и что он – последний и могикан в своем городе.

Вокзал в г. Краснодар

9:40 Фотографируемся на вокзале, трогаемся. Погода отличная! Выезжаем из города и едем по шоссе М4 вдоль железной дороги. Дорога - приятный асфальт, слегка ощутимый спуск. 10:30 первая плановая остановка. Раздаются сухофрукты. Едем дальше. После пос. Афипский поворачиваем налево. Пыльное шоссе сменяется приятной двухполоской. 11:10 Остановка у моста через р. Афипс. Делаем завтрак – готовим кашу на горелке.
12:05. Выезжаем. Первый прокол. Галя проколола переднее колесо. Заклеиваем его самоклеящейся заплаткой без клея, весь поход заплатка проехала удачно. Проезжаем станицы Новодмитровская, Григорьевская. Дорога идет вдоль полей и стоящих на них газовых вышек. Вдали виднеются горы, а по ним стремится ввысь дорога.

В станице Ставропольская закупаемся. Далее асфальт сменяется грунтовой дорогой, идущей через станицу в лес. По дороге непрерывно снуют туда - обратно машины с местными жителями, скорее всего не очень трезвыми, явно отмечающими первое мая. По краям дороги на многочисленных полянках и лужайках около речки горят костры, стоят палатки, жарятся шашлыки. Едем, присматриваем место для стоянки, но соседствовать с местными не хочется. Дорога постоянно ухудшается и вскоре упирается в шлагбаум. Мы на охотничьем кордоне.

Охотники нас пропускают, но предупреждают, что путь покажется нелегким. «Делать вам нечего. Водку надо пить, а вы крутите, приключения на ж**у ищите» - сказал мне один из них. Проехав 2 км от кордона встаем на ночлег у ручья.
Итог дня: 54км.


1 мая, вторник.
Встаем в 7:00. Ночью прошел дождик, на первый взгляд не сильный. 10:30 выезжаем. Дорога за ночь превратилась из приятной грунтовки в нечто, называемое на языке велотуристов говнами. Наш путь лежит в селение, обозначенное на карте как Черноколова, и далее через перевал Пятигорский в станицу пятигорская.

Говны...

По карте около 16-18км. Идти очень сложно! Грязь толстым слоем наматывается на колеса. Давно расцеплены тормоза v-brake, сняты низкие, мешающие движению крылья, но колеса то и дело блокируются. Встречаем пеших туристов « - Далеко ли до ЧернокОлова? – До ЧернокАлова, наверное? Далеко! Километров 6-7!!!» Название говорит само за себя!13:47 встречаем охотника с ружьем и ножом. Он нас немного ругает за сбитые «петли на волков», потом желает удачно добраться.
15:10 Доехали до ЧернокАлова. Тот самый охотник и какая то женщина с ним – вот его обитатели. А само селение 3 заколоченных домика, вагончик и колодец с грязной водой.
ЧернокАлова

Охотник пытается меня вразумить, говорит что плохое это развлечение. Потом втирает про скучные варианты объезда по федеральным трассам, но обратно в говны идти не хочется. Может быть зря, но маршрут есть маршрут. С видом первооткрывателя Америки и поучительным тоном охотник объясняет, что держать надо все время вдоль хребта Пшаф. (А сам я не знал! Как будто карты у меня нету!) Еще он уверяет нас не соваться в республику Адыгея, мотивируя это тем, что Адыги страшнее Чеченцев. Благодарю охотника за дельные советы, он уходит.
Решаю разбить лагерь в Черноколова, а сам иду пешком на разведку с 2умя человеками Лешей и Настей.

Беру по компасу направление 140? SE. Перехожу в брод речку. По карте здесь должен быть мостик, но нет даже и намека на его существование. Прохожу мимо еще 3 домиков, стоящих на другой стороне речки – двое заколочены, один сгорел. Тропы нет, есть дикорастущая малина – сплошные колючки!! Вскоре едва-едва различимая дорога уходит резко вверх. Она завалена бревнами и листвой, но говен нет. По всей видимости здесь никто не ездил минимум 5-7 лет. После подъема (500-700м длина, 50-70 м. набор высоты) заросшая молодым кустарником дорога петляет по лесу. Иногда попадаются ржавые следы цивилизации. Прошли около часа, снова подъем с поворотом налево, за ним спуск. Скорее всего, это и есть пер. Пятигорский.

Хребет Пшаф всегда слева от нас Еще около получаса ходьбы и мы на поляне со старым памятником - фотка бородатого мужика на фоне металлического серпа и колосьев. На карте памятник не обозначен. Еще около получаса ходьбы и мы на месте слияния трех ручьев. На карте обозначено только два из них, и то один из ручьев обозначен пунктиром. Решаю возвращаться. Идем той же дорогой выходим на поляну с памятником, и обманувшись, вместо того, чтобы идти по плохой дороге, иду по хорошей, более накатанной. Ребята говорят мне, что путь не верный, но решаю исследовать т.к. завтра байки буте проще везти по накатанной хорошей грунтовке. По компасу направление совпадает. Постепенно начинает смеркаться. Понимаю ложность своих предположений т.к. мы уже набрали большую высоту и снова спускаемся по видимому перевалив через соседний хребет. Темнеет. Вдали различаю огни вышки мобильной связи, затем отдаленные огни селения. До них километра 3-4 на юг, ни дороги, ни тропы там нет. Возвращаемся до развилки на нужную дорогу. Темно, начинается морось. С трудом, при свете налобников различаем свою дорогу. Несколько раз упираемся в заросли Хребет не различим. Состояние – близкое к панике.
Пошатавшись с час по ночному лесу решаем заночевать, а на рассвете вернуться на поляну и отыскать дорогу. Спички есть, разводим костер.
.. а огонь и правда дает жизнь! (фотка костра в ту ночь)

Сооружаю лежанку из веточек и листиков. Рядом кладу бревно для сидения. Набираем дров на ночь. Где то очень близко ухает сова, напоминает крик человека. Сидим и лежим по очереди. К уже отдаленному уханью сов добавляется шелест дождя. Укрываемся Лехиным дождевиком. Разводим огонь сильнее. Как же долго длится эта ночь! Я то отключился и смог поспать около 1,5часов, а вот Настя и Леха так и не смогли уснуть! Бедная девушка, зачем она только пошла на разведку! Натерпелась же страхов! 5:20 Светает, дождь ослабевает. 5:45 уходим. При дневном свете хорошо различаем дорогу. Спасибо Насте! Она узнала дерево необычной формы с которым фотографировалась вчера, а значит мы на верном пути!
Это случайное безобидное фото нас здорово выручило!

Идти к поляне не нужно! После она рассказала, что видела обрывок сна, где ей приснилось, что мы на верной дороге, и вскоре за местом нашей стоянки будет ручей, текущей посередь старой дороги и так оно и было!!! Мистика, хотите - верьте, хотите - нет. Я верю!
6:20 мы в лагере. Мирно стоят 3 палатки. У потухшего костра пустая бутылка коньяка, оставленные ботинки сушатся под дождем, остатки хлеба безнадежно раскисли. И храп!!! 7:00, Залезаем в палатки. Так мы провели 1 мая.
Итог дня: 7-8км, + разведанная тропа.

2мая, среда
Бужу всех в 10:10 под дождем со словами нужно убираться скорее из ЧернокАлова!
12:15 уходим, перекусив, без горячего завтрака. Дождя нет, но идти тяжело и мокро. Снова переправляемя в брод через речку. Течение сильное, вода холодная. Девушек и вещи переносим на плечах.

Переправа. Слава - Настю, Я - Галю. Потом еще раз придйется форсировать бродтем же способом..

Идем вчерашней дорогой. Идти тяжело! Иногда удается ехать. Леша начал жаловаться на боль в ноге, сильно мешающую ему идти.

16:10 мы на месте слияния трех ручьев, которые превратились в страшные потоки. Основной ручей смыл около полуметра правого берега, повалив в себя довольно большие деревья, которые с трудом может обхватить человек. Вода в ручье грязно-коричневая и естественно не питьевая. Ставим на ровном месте чуть выше ручьев лагерь, а сам я снова иду на разведку, но уже с другими участниками – Антоном и Славой, вчера отказавшимися идти. Переправляемся через основной ручей по бревну. На поляне, что на противоположном берегу много старых кирпичей, какие то железки. Сломанная старая лопата. Поднялись на холм, и в ложбинке обнаруживаем чистый ручеек – вода найдена! Лопатой его слегка облагораживаем. Вырезаем из пластиковой бутылки горлышко и вставляем его в ручей. Теперь есть возможность набирать воду. На обратном пути находим много стреляных гильз и патронов. Понимаем, что мы на месте боя. Вот почему здесь лопата и железки, которые при ближайшем рассмотрении оказываются то цепями, то остатками каких то механизмов. Возвращаемся в лагерь. Замечаем могилу. Антон решил перейти маленький ручей и подойти к могиле. Она представляет из себя палку с висящей на ней солдатской каской времен Великой Отечественной и большую разрытую яму, заполненную водой.
Братская могила.

От могилы ведет тропа вдоль ручья.
У костра сушимся, готовим ужин. За ужином открываем командирский спиртовой НЗ, пьем за завтрашний день. Вечером в палатке медик Галя лечит Лехину больную ногу. До конца похода он жаловался на ногу, которая начала болеть скорее всего при преодолении утреннего брода. Ехать ему было очень тяжело, но «раненный боец» стойко держался весь поход, хоть и был перебинтован эластичным бинтом и дважды в день мазался «Быструм гелем», а потом еще начал делать спиртовой компресс. Но больше всего ему помагали конечно же не бинты и компрессы, а наш замечательный медик, за что ей отдельное сенькю!;)
Вечером в палатке Антон включил мобильник и, повертев его, поймал Би-Лайн. Я попросил его не шевелиться, достал компас и – о чудо! сигнал есть только тогда, когда телефон повернут на SE – направление по которому нам выходить из этого места. МТС и Мегафон не ловят. А Антон говорил с Москвой!
Итоги дня: 8,4 км (по компьютеру).

3 мая, четверг.
6:30 подъем. 10:30 выходим. Долго собираться стало уже традицией в нашем походе. Попытки собираться быстрее всегда ни к чему не приводят. Даже и теперь, когда мы стояли в лесу около места слияния ручьев, и все располагало к тому, чтобы как можно скорее убраться отсюда и наконец то выйти на хороший асфальт, мы не торопились! Попытки подбодрить участников в процессе утреннего собирания вещей мало к чему приводили. Этим утром погода явно начала налаживаться! И только после того, как появилась долгожданная КГНшка, а начали тучи отступать, мы вышли с места стоянки.
Перейдя через малый ручей, который заметно убавил силу, мы проходим могилу. От нее, вдоль левого берега ручья, как и показано на карте, тянется тропинка. Ехать по ней можно, но осторожно. Через 1,5км тропинка превращается в дорогу. Еще примерно через 1км начинается зона устойчивого приема мобильника. Проходим еще около 2км – дорога идет через броды, которые можно преодолеть в седле. Дорога ухудшается т.к. недавно по ней проехал трактор. Делаем передышку. 12:16 дорога превратилась в сплошные говны Ехать по ней очень тяжело. То слева, то справа попадаются заливные луга, ехать по которым значительно проще, чем по дороге. 13:05 плановая остановка. Луга все шире, и они залиты водой, хребет Пшаф все ниже!

Заливные луга.

14:15 Плановая остановка Все устали. Едем по лугу, много следов пребывания коров и очень сыро!. 14:25. Вдали показалось кладбище, за ним станица. Наконец то мы выбрались в станицу Пятигорская! Повернули к речке, отдыхаем, моем и смазываем велосипеды, чистим одежду от налипших на нее комьев грязи.
Чистим велосипеды в речке


16:30 Выезжаем из Пятигорской в сторону Горячего Ключа. Наконец то под колесами асфальт, команда явно соскучилась по нему. Раз. 60 км. Прокол у Антона, клеимся и едем дальше. 17:15 Въезжаем в Горячий Ключ В селе развилка закупаемся продуктами. Проехав примерно 1 км от города набираем воды в колодце частного сектора. Это стоило нам малого кана. Мы утопили его в колодце, а ведь ручка его казалась крепкой, и карабин на цепочке - надёжным. 19:15 встаем на ночевку в лесу недалеко от дороги.
Итог дня: 25км.

4 мая, пятница.
Подъем в 7:00. Утром помимо обычных сборов механик и я чиним задний переключатель на Настином велосипеде, погнутый и сломанный скорее всего где-то на участке ст. Ставропольская – ЧернокАлова. Велосипед ее становится 3-х скоростным, переключаются только передние звездочки. Задний переключатель фиксируется в положении 4 звезда (а на следующий день - 3 звезда) при помощи алюминиевой проволоки. Выезжаем в 11:15. Дорога – двухполосное асфальтовое шоссе. Изначально эту часть маршрута я заявил по грунтовой дороге Фанагорийское - Красный Аул, но с учетом сложившихся обстоятельств посылать группу на размытую лесную грунтовку означало полностью убить моральный дух подуставших туристов.
Крутой затяжной подъем нашей асфальтовой дороги сменяется резким спуском. 12:05. Первая плановая остановка. 12:55. Вторая плановая остановка. Скорость движения в гору 5-7км/ч, с горы 50-55км/ч. Машин на шоссе не много. У Леши болит нога. В первые 2-2,5 часа хода она его не беспокоит, но потом боль становится все более существенной. Около 14:30. проезжаем селение Кутаис. Делаем обеденную остановку, закупаемся в местном магазине. Села очень бедные, иногда складывается впечатление, что местные жители живут натуральным хозяйством. После обеда крутится веселее. Довольно быстро проезжаем участок Домики – Широкая Балка – Асфальтовая Гора. Последнее селение действительно оправдало название и запомнилось участником нехилым 12% тягунком. 17:20 очередная остановка на вершине асфальтовой горы. Допрашиваем местного жителя – приятной наружности старичка, который обнадеживает нас быстрым спуском до Хадыженска. Перекусываем, трогаемся. Спуск действительно быстрый. В Хадыженске нам встречается магазин Магнит, где мы делаем все необходимые закупки. Сам Хадыженск – город нефтяников, о чем можно судить по многочисленным плакатам и градообразующему нефтеперерабатывающему заводу, который расположен почти в самом центре.

Хадыженск.

18:45.На выезде из города нас ожидает очередной затяжной подъем. В его конце, отойдя буквально 15-20 метров от дороги разбиваем лагерь. Дальше крутить сил нет, а с трассы нас не видно. Воды нет, едем за ней вдвоем с механиком на Окраину города.
Итог дня 54 км.

5 мая, суббота.
Подъем в 6:30 и традиционно очень долгие сборы.. Выезжаем в 10:30. Утром ехать легче, чем вечером. Солнце уже сильно печет, но ехать не мешает. 11:25 первая плановая остановка около б.о. Дубрава. Дорога по-прежнему очень пересеченная. В добавок к непростому рельефу асфальт во многих местах ремонтируется, а в некоторых отсутствует вовсе. Иногда приходится по 3-4 км ехать по засыпанному гравием грейдеру. Пыльно.


12:20, проезжаем Николаенко. 13:05, останавливаемся у магазина в пос. Нефтегорск.
Местные жители упорно рекомендуют нам не ехать в сторону Ширванской Водокачки т.к. обозначенный на карте асфальт снят и из-за ранней весны и недавних дождей дорога там проезжаема только на гусеничной технике. Ну мы не танки, поэтому решаем объехать через Абшеронск. До Абшеронска ехать одно удовольствие. Дорога – 14 км двухполосного незагруженного машинами асфальта и почти всегда плавный спуск.
Едем по этой дороге и я обдумываю план дальнейших действий и решаю попробовать поменять обратный билет Насти, которая должна была уехать 8ого из Адлера, чтобы успеть на экзамен и уладить еще какие то дела в Москве. Но мы едем по маршруту с опозданием почти на 2 дня, которые мы потратили на говны в начале маршрута. Приезжаем в Абшеронск, меняем билет на 9ое мая из г. Туапсе, теперь можно спокойно ехать в Гуамское ущелье! Настроение мое улучшилось!
Пообедав гремучей зеленогорошко-кукурузной смесью и запив это вишневым соком из трехлитровой банки едем дальше в сторону Ширванской Водокачки. Дорога ровная, слабый спуск. На пути нам встретилась группа шоссейников с автомобилем сопровождения.
Приветствуем шоссеров...

У села Ширванская поворачиваем налево под указатель Гуамка. 16:45 Сантехническая остановка. Последствия взрывоопасного обеда! Далее берем затяжной подъем, делаем еще одну остановку для передышки. 18:10 Добираемся до села Красный Дагестан. Село снова бедное, магазина в нем нет. Заливаем бутылки питьевой водой в селе, отъезжаем на 800-1000 м от села по правую сторону от дороги и встаем на уютной полянке рядом с речкой «Курджипс». Наконец то стоянка около речки, притом именно там, где я запланировал вчера вечером, а не там, где получилось! Женская половина группы довольно безмерно. В то время, пока остальные участники разбивают лагерь и моются, я и Слава едем в ближайший магазин в ст. Нижегородская.
Итог дня: 76 км.

6 мая, воскресение.
Подъем в 6:30. С огромным трудом, вслед за дежурными, поднимаются остальные участники. Традиционные долгие сборы. Объявленная 40-а, 20-и, 10-и минутная готовность к выезду посылаются (мысленно) участниками ко всем велочертям. Наконец около 10:30 удается выехать.
Дорога из Красного Дагестана относительно ровная. Очередной раз встречаем всю ту же группу шоссейников, которые очевидно наматывают тренировочные километры. Слава, а вслед за ним и я устремляемся вслед за ними и пристраиваемся им в хвост. На спидометре 37 – хиловато едут! Некоторое время нам удается подержаться за ними, на что они оборачиваются кидая на нас злобные взгляды из под шлемов.
11:15 Проехав 17 км. оказываемся в Гуамке. Местечко явно часто посещаемое туристами всех мастей начиная от пешиков-горников, заканчивая любителями созерцать мир из окна собственного автомобиля. Делаем закупки в местном продуктовом, от продавщицы узнаем о том, что за два дня до нас здесь были велотуристы из Москвы, шедшие в обратном направлении – привет 108-му и Co!
Едем в ущелье. Особенно запомнился мне указатель «назад в цивилизацию», но нам не туда, наш путь лежит в красивейшее Гуамское ущелье. Фотографируемся у мостика и у водопада на входе.

У входа в ущелье.

Красота здешних мест позволяет забыть участникам похода о накопленной усталости. По ущелью проложена на первый взгляд очень приличная и действующая узкоколейка, вдоль которой то справа, то слева петляет тропа. По ней мы и едем. А в 1,5-2м от полотна узкоколейки – обрыв!
И вот мы в ущелье. Дорога очень узкая, местами опасная - слева рос обрыв в речку. Вокруг нависали громадные скалы.

Там бурным потоком течет горная река Курджипс, в нее впадают многочисленные водопады. Скорость передвижения 5-6км/ч. Быстрее ехать не хочется, а местами приходится и вовсе слезать с велосипеда и переносить его через рельсы. Пройдя около 2,5км. Азарт участников слегка утих, начались вопросы «А сколько нам еще...», «Долго ли осталось», делаем короткую остановку и снова в путь! Примерно после 4-х километров ущелья узкоколейка ухудшается – рельсы погнуты, шпалы выворочены или сняты, насыпь осыпается... Азарт команды тает на глазах, но мы едем, ведь обед лишь в Мезмае! 6-ой километр по ущелью – от узкоколейки остались лишь следы ее пребывания, по насыпи идет тропа со следами гусеничной техники и следами велосипедистов. Вскоре появляется новая свежая насыпь, чуть позже рельсы, а на них мотодрезина в которой мирно дремлет рабочий.

Он таки проснулся, прикольно было смотреть на него: он не сразу понял кто мы - сон или реальность! На вопрос «Далеко ли до Мезмая?» он ответил, показывая на гору, что слева от узкоколейки: «Поднимитесь на гору, там есть дорога, по ней 1,5км!» С чувством юмора у него все в порядке! Мы улыбнулись и поперли напрямую по рельсам. Леша опробовал способ передвижения – велосипед на рельсе, у него хорошо получалось так идти. 14:34 7,2км ущелья пройдены, мы на станции Мезмай. Закупаемся в магазине обедом – горошек и кукуруза, раздельное питание :), (на правах шутки, без обид) горячо поддерживаемое Настей. Некоторые участники есть эту термоядерную смесь отказались.
15:40 Подробно расспрашиваю местных о дороге на плато Лагонаки. Из Мезмая крутым подъемом идет наверх грунтовая дорога. По компасу 137-140 SW На дороге много камней, ехать по ней сложно, многие спешились. Встретившийся нам джипер сказал, что он едет с горнолыжного курорта => мы на верном пути и нам предстоит около 10км подъема! Едем, скорость движения не более 6 км/ч. Останавливаемся каждые 15-20 минут для передышек.

Проехав 3,7 км подъема, встаем на стоянку недалеко от горного ручья справа от дороги. Стоянка оборудована недавно бывшими здесь пешими туристами, оставлена в чистоте с дровами и костровым местом, оборудованным кольями с перекладиной для кана! Около стоянки спокойно пасутся нечты, похожие отдаленно на подмосковных буренок – очень рогатые, худые и грязные коровы. Вечером, сидя у костра, любовались видами не по-московски ярко-звездного неба и заснеженных вершин.
Итог дня: 37км.

7 мая, понедельник.
Подъем в 7:00, выезд в 10:25.
Снова едем в подъем. Проехав 2,5 сложных подъемных километров раздается крик «Ура, снег!» и мы останавливаемся и, покидавшись чуть-чуть, едем дальше.

Играем в снежки

11:25, проехали 4,6 км. Дорога почти выровнялась, ехать жарко, несмотря на то, что по краям дороги лежит снег. Делаем небольшую остановку. 12:00, проехали еще 3км и дорога снова ползет вверх. Останавливаемся у приспособленных под пикник столиков. Снова кидаемся снегом, а Антон находит гильзы и с невиданным азартом кричит «семь, шестьдесят два!». Ему в этом походе на гильзы везет особенно! :) Встречаем пешиков, обмениваемся приветами. Оказывается у них был слет туристов со всей России с проведением семинаров и мастерклассов. Везет же людям! А мы едем дальше, берем крутой подъем с поворотом и, о чудо, асфальт!
Вышли на асфальт

Останавливаемся, подтягиваем хвост группы, снова играем в снежки и едим калину, потом едем дальше, в Азишскую пещеру.
Азишская пещера приблизительно в двух километрах от поворота на Мезмай. Проехав их, останавливаемся около тира - в саму пещеру пешком. Предприимчивый тирмэн содрал с нас за парковку велосипедов по 10руб. с человека. Еле оторвав Славу с Антоном от тира, идем на экскурсию.
Пещера состоит из трех залов – Большой, Богатырский, и Венчальный. Бегло экскурсовод рассказывает про каждый из них, предлагает полюбоваться сталактитами, сталагмитами и сталагнатами причудливой формы. Между Большим и Богатырскими залами протекает маленькая подземная речка. По словам экскурсовода как речка, так и сама атмосфера пещеры имеют целебные свойства.
В Азишской пещере.

Пробыв около часа в пещере насытившись целебной влагой и сфотографировавшись у каждого столбика поднимаемся. Решаем перекусить шашлыком в местом кафе. Насытившись и захмелев, Слава и Антон снова устраивают чемпионат стрельбе из пневматички. Короче говоря – матрасничием! На само плато мы решили не подниматься т.к. там все сейчас завалено снегом и, по словам местных жителей, мы сможем доехать только до гостиницы. 17:20, с огромным трудом отдыхающие и явно не желающие никуда ехать туристы все-таки поднимаются и едут вниз с целью поставить лагерь пониже, где хорошо и тепло. Приятный спуск, скорость больше 50км/ч. 18:40 встали на ночевку на лугу около реки белая. На другом берегу, напротив нас станица Даховская. Ставим палатки и вдруг слышим радостные голоса женской половины группы: «Скорее, фотоаппарат!» На нас шел целый табун лошадей, прямо на палатки, но они развернулись и перешли речку белую вброд. В это время в ней купался Леха!
Очередная поломка Настиного велосипеда! При свете фонарика пробуем починить – отказали собачки в задней втулке. Нам не удалось разобрать полностью заднюю втулку т.к. у нас не было ключа. Мы смогли только снять кассету и конуса, но там еще какая-то гайка со шлицами. Попытки открутить ее отверткой и топором ни к чему не привели и у нас теперь есть 5 велосипедов и один самокат. Вспоминая автомобильный опыт, решаю везти Настю на буксире, приспособив для этого трос для сцепки велосипедов. Он у нас длиною 4м, диаметром 2,5мм в оплетке.
Итог дня: 46,1 км, потеря одного велосипеда, точнее возможности его самостоятельного передвижения.

8 мая, вторник.
Подъем в 6:30, выезд в 10:05.
Поднимаемся с места стоянки через маленький бродик выходим на грунтовку. Цепляю Настин велосипед тросом к своему – у меня удавка за багажник (за подседельный штырь не позволяет прицепиться рюкзак), у Насти не удавливающая петля за место сварки верхней и нижней труб рамы с рулевой втулкой. Петля фиксируется веревкой. Отдаю распоряжение остальным двигаться спереди и сзади нашего «велопоезда», а Насте следить за натяжением троса, притормаживать на спусках, сам активно педалирую. Двигаясь так проезжаем 1,4 км по грунтовке и потом еще 10 до Каменомостского.

Наш велопоезд.

11:15 Вокзал на ст. Хаджох. Выясняется, что до ст. Майкоп электрички ходят дважды в день 9:15 и 17:40. Решаю попробовать сесть на автобус. Договорившись с водителем, едем!
В автобусе

13:30 на автовокзале в Майкопе выясняется, что переехать в Туапсе удастся только из Белореченска, а в него электрички не ходят. Но до него всего около 25км. Вешаем красный пакет на трос, чтобы сцепка великов хоть как-то выделялась на оживленном шоссе и в путь! Иногда удается держать 22-23 км/ч по прямой но в подъемы скорость падает до 12км/ч. Сменяем направляющих, лучше всех эту роль выполняет Слава. Он лучше остальных сумел поймать наш с Настей темп, создавая мне воздушный мешок. 15:10 Делаем 15-ти минутный перерыв около села Родники и снова едем. Оказалось, что до Белореченска осталось совсем немного.

15:45 – мы на вокзале. Электричка в Туапсе только в 17:10 – есть время для обеда. В Туапсе я решил устроить дневку для того, чтобы отметить 9-ого мая и проводить Настю. Обедаем, покупаем пиво и воблу, садимся в электричку и поглощаем купленое.
Неспортивное поведение.... :(
В Туапсе приехали в начале десятого. На вокзале мы обратились в квартирное бюро, где нам дали адрес старухи-процентщицы. Она просила по 200руб с человека за ночь и это при том, что у нее не было горячей воды. Дорого конечно, но искать что-то более подходящее времени было немного. Сторговаться с ней не удалось и мы снова в поисках. Потратив около 40 минут на поиски других вариантов, остановились в другом доме на той же улице (Саратовская д. 7). Хозяева пустили нас за 140руб за ночь с горячей водой и со всеми удобствами за что им спасибо и респект.
Итог дня: 39,7км.

9 мая, среда.
Выспались. Встаем под канонаду выстрелов и гул судов в порту. Позавтракали и пошли гулять к морю.
Море мы в походе видим впервые! Очень красиво, но холодновато и купаться не хочется.

Море! Впервые за поход.

Потом мы пошли в город, пообедали и разбрелись кто куда до 6-ти часов. Я в компании Славы и Антона пошел искать веломастерскую, которую мы так и не нашли, затем на вокзал для наведения справок об электричке до Адлера, потом на рынок. Я решил срезать часть маршрута, проходящую вдоль побережья. На мой взгляд, в шашей ситуации это было целесообразно т. к. я считаю, что Абхазия и подъем на оз. Рица куда интереснее и сложнее передвижения на великах по шоссе до Адлера. Первая электричка из Туапсе в Адлер идет в 4:51. Решаю ехать на ней. После того, как мы все узнали, мы пошли на рынок, где купили мясо для шашлыка, который я обещал команде на Рице и все необходимое, чтобы замариновать его, а потом в кафешку на площадь, где мы замечательно попили пивка с хачапури и чипсами. И конечно весь день мы не забывали поздравлять встретившихся нам ветеранов!
В шесть часов мы встретились с остальными. У всех были счастливые лица, все замечательно провели время и пришли отдохнувшими от походной жизни и командира. Немного послушали концерт и пошли собирать Настю в дорогу.
Концерт на главной площади г. Туапсе.

А я стал мясо мариновать. Собрались, снова цепляем Настин вел к моему и торжественно едем на вокзал! Под залпы салюта разбираем и пакуем Настин велосипед, сажаем ее в вагон. Уезжать ей не очень хотелось, но дела есть дела :( ...
Теперь нас всего пятеро :(

Настин поезд тронулся, а мы поехали домой по вечернему городу, центральные улицы которого теперь пешеходные. Ночная покатушка объявляется состоявшейся!!! Выехали на главную площадь, а там – дискотека в самом разгаре. Уходить оттуда не хотелось очень!!! Немного постояли и домой – нам ведь предстоят сборы до готовности 5 минут (рюкзаки на великах) и недолгий сон. Подъем завтра очень рано и на электричку!

10 мая, четверг.
Встаем в 3:45. Быстро собрались и уехали на вокзал, где погрузились в электричку. Потом я уснул и ничего не помню, сон мой нарушили два молодых, лет по 20, ублюдка в милицейской форме (читатель, прости, но по-другому я их называть не хочу, поскольку это – как раз тот случай когда наличие погон и власти сопровождается крайним ментовским сволочизмом и отсутствием мозга). Они придрались к нашим велосипедам, а я еще с дуру и со сна еще им и маршрутку показал. Короче отстали они от нас только через 10-15 минут но денег, которые очень видимо хотели срубить, они так и не получили. В Сочи я снова проснулся, мы слегка перекусили и сгрузились в Адлере. 10:00 Двигаемся от вокзала в сторону села Веселое. Город живет, кипит курортной жизнью. На дороге очень много велоуловителей – люков канализации, попадание в которые явно приведет к серьезному ремонту велосипеда и собственного тела!
Границу переходим через пешеходный КПП, который находится на выходе из Казачьего рынка. Дважды у нас проверили документы – один раз на выходе из нашей необъятной, второй раз при входе в ее бывшую часть. В Абхазии нас попросили застраховать свое драгоценное здоровье, дабы первоклассный Абхазский медсервис был нам доступен – 70 руб. в день с человека.

На границе. Казачий рынок -> Пешеходный КПП.

А вот местные стражи порядка мне понравились! Вот наш краткий диалог:

- Эй, вэлосипэдисты, куда едете?

- На Рицу подняться хотим.

- Ай маладцы, осторожнее там, нэ купайтэсь и дэвчонок нэ застудите...

Надо сказать, что все встретившиеся нам абхазцы оказались гостеприимными. А до похода некоторые участники побаивались Абхазии. Едем дальше, путь наш лежит в Гагры. Дорога очень живописная, все цветет, впереди видны снежники, спуск сменяется подъемом, но они плавные. Села, которые мы проезжаем бедные, все еще не полностью восстановленные после грузино-абхазской войны. Машин по сравнению с Адлером немного.

Абхазия!! Страна солнца, фруктов, гор и моря!

12:15 – доехали до г. Гагра, свернули с дороги в старый парк, искупались на пляже рядом со знаменитым рестораном с часами. Вода мне показалась холодной - не больше 15 С, но все купались с удовольствием. Пляжи в г. Гагра чистые, вода в море прозрачная - видно каждый камешек. Затем пообедали купленными на Казачьем рынке фруктами и снова в путь.
Ресторан с часами. Деревянный, XIXвек, привезен из Европы, точно откуда не помню :)

14:53, Проехав 18 км по трассе Сочи-Сухуми повернули налево под указатель «Рица» и начали подъем. Подъем хоть и по началу очень не крутой, но постоянный. Дорога лежит вдоль бурной и широкой речки Бзыбь. 15:40, проехав 9 км от поворота останавливаемся около дома пасечника. Встретил он нас словами «Ехал я из Гагры, купил абхазской виагры а на обратном пути вас встретил. Хороший тэм дэржите!» пробуем любезно предложенный мед, медовуху, потом чачу, покупаем чачу и медовуху.
17:03, останавливаемся около оз. Голубое. Местечко очень красивое. В озеро впадает водопад а из него вытекает бурный ручей. Вода в озере холодная и ярко-голубая, как будто в нее влили бирюзовую краску.
Озеро Голубое

Перекусываем купленными у местной бабушки хачапури, от вина отказываемся (после чачи еще не отошли). Едем дальше, дорога все круче идет в подъем и становится все более извилистой.
Водопад Мужские слезы. Нам предстоит еще около 10 км. подъема..

На 26-ом километре въезжаем в тоннель, при выезде нас тормозят местные стражи порядка, скорее всего от скуки и любопытства. Узнаем от них, что нам предстоит проехать еще 14 км. 18:37, исследуем место для стоянки – забраковываем, решено ехать дальше. Дневной пробег уже 87 км! Ехать сложно, Слава сообщает, что мое заднее спускает, накачиваюсь, едем дальше. 19:10, дорога превращается в серпантин с крутым подъемом. Проезжаем домики рядом с которыми пасутся коровы. Судя по карте, это – раб. поселок 34 км, до озера ехать не меньше 4км.
Чуть ниже было удобное место для стоянки, команда вымоталась, мое заднее уже 3-ий раз подкачивается, а из моего рюкзака доносится пряно-кислый аромат маринованного шашлыка – решаем встать. Воды на стоянке нет, но мы набрали ее в водопаде «Мужские Слезы», который на 2-3 км ниже нас. Шашлык я вез проверенным способом в штанине рюкзака в кане, который был упакован в 3 пакета и обернут скотчем. Начинаю готовить его на прутиках и палочках, в то время как остальные занимаются лагерем.
Стоянка в районе раб.пос 34км., вечер, ужин шашлыком. До Рицы 4,7км.

Вскоре все готово и мы ужинаем шашлыком, запивая его сначала медовухой, потом домашним каберне, а под конец чачей – чача не пошла! По мнению фотографа-казначея в ней растворен клей «момент»! Г-г-г-а-а-дость, зато как горит!
Итог дня: 97км.

11.05, пятница.
Подъем поздний (в этот раз я никого не напрягал), долгие сборы во время которых нашу стоянку дважды навещают абхазцы на машинах. Я пытаюсь склеить проколотую вчера камеру, обнаруживаю ма-аленькую дырочку клеюсь, собираю – прорыв по шву стыка ниппеля и камеры, снова разбираю. Теперь в ход идет старый, прошедший 2 похода и гонку «Конти» с 7-ю заплатками – держит!!! Но неожиданно обнаруживаю спущенное переднее. Разбираю - в камере мы ничего не обнаружили и даже ниппель не травит. Чудеса, заколдованное место, а ведь нет ни стеклышка, где можно проколоться! Собираю.
12:35, наконец то едем. Проехали 4,85 км подъема с серпантином и видим знак «Рица» и заброшенные домики рядом. Местные приколы – ради этого мы сюда поднимались. Слава разозлился и обогнал всех со словами «Мне не терпится!».
Через пару минут перед нами открылся вид на замечательное горное озеро. Остановились у полуразрушенного совдеповского ресторана, фотографируемся на смотровой площадке – пейзаж прекрасный: озеро, скалы со снежниками, дача Сталина вдали.

Долгожданная Рица. Смотровая площадка.

Один абхазец спросил «Как вам наш Абхазия», Слава ответил ему «Очень необычно!», а тот ему: «Да, слушай, ты прав, дарагой! Очень нэобычно, второй Швейцария, лучше Швейцария!» Нельзя не согласиться! Море, субтропический климат побережья, горы, речки, озера, заснеженные вершины, лес в горах, запах горных трав и цветов, местный колорит – все запоминается и поражает необыкновенной красотой и естественным великолепием. Природа здесь постаралась! Постарались и люди, все, что можно разрушить – разрушено, а на остатках былого величая фешенебельного Советского курорта работают «местные предприниматели» и это портит впечатление от местных красот. Кафешка, обслуживаемая слегка нетрезвым абхазцем, предлагает чай, кофе, хачапури, шашлык, салат, сок, вино, водку – все! Местная гостиница на вид оставляет желать лучшего, а покататься по озеру на грязном катамаране стоит аш 150р! В Швейцарии не был, но что-то подсказывает мне, что там такого не встретишь!
Перекусив в этой кафешке хачапурями с соком (сдачу с 1000р мы из хозяина выбивали долго), мы поехали на дачу Сталина. Дорога туда – около 4 км асфальта вокруг озера. Невысокие, но крутые подъёмчики сменяются такими же спусками.
Дорога на госдачу очень живописна. Водопад с чистейшей водой...

А асфальт, как выяснилось позже, положен в 1947г. пленными немцами и, по-видимому, с тех времен мало ремонтировался. Более того, там мы встретили гусеничный бульдозер, убирающий остатки снега, вместе с асфальтом :)! И вот последний подъем, и мы у железных ворот со звездами. Дежуривший «на воротах» джигит в натовском камуфляже пропустил нас, сообщив что поездочка обойдется нам еще по 70 руб. с носа (чтобы «провал» не проваливался)! «А три года назад сюда никого не пускали. Теперь наш президент сделал музЭй из своей дачи» - сказал нам охранник.
Внизу нас встретили еще трое джигитов в камуфляже и один из них назвался экскурсоводом. Втроем – Слава, Антон и я пошли на экскурсию.
Сталинская дача. Особнячок в горах, здесь вождь советского народа 5 раз отдыхал...

Побывали в Хрущевском особняке, потом через Брежневский переходик попали в Сталинский особняк. Хрущевский запомнился не очень шикарной отделкой, трофейным столом для бильярда, чугунной немецкой ванной, способной держать температуру воды неизменной в течение часа и кинозалом. Сталинский особняк запомнился своей мрачной роскошью, тремя спальнями в которых вождь народа спал по очереди, при том он менял их несколько раз за ночь так, что даже охрана не знала где он. А еще запомнился большой тяжелый черный телефон. Когда бродишь по этим мрачным спальням и залам, создается впечатление, что Сталин вчера отсюда уехал. Даже перина и одеяло до сих пор лежат в шкафу (подсмотрели пока злобный экскурсовод в камуфляже не видит). А больше там смотреть нечего.
16:50, тронулись в обратный путь. Говорят обратно ехать всегда быстрее, в нашем случае это особенно актуально. Стремительно проносились теперь мимо нас горы, водопады, километры вчера так измотавшего нас асфальта. Скорость на спуске была очень большой, иногда около 60 км/ч. Сильный ветер в лицо немного сдерживал наши байки. Перед входом в очередной поворот скорость мы сбрасывали и всегда держали приличную дистанцию между велосипедами. Ведь падение, или не дай Бог завал здесь могут кончиться печально. Примерно через 40 минут спуска мы уже едем по почти ровной дороге. При встречном ветре совсем забываешь тот факт, что спускаешься с Рицы. 19:30 остановка возле дома пасечника. 19:55, мы на выезде на трассу Сочи-Сухуми, едем в сторону Гагры.
Закат, нужно срочно искать стоянку, кругом населенные пункты с непредсказуемым местным населением, а за Гагрой нет удобных мест (или найти их затруднительно). Вижу в огороде женщину со шлангом, останавливаемся и срочно к ней за водой. Как бы в скользь говорю про стоянку. Она сообщает, что сейчас воровство расцветает и советует нам остановиться на местной электроподстанции, которая находится прямо напротив Гагринского эподрома. Начальник этой подстанции – двоюродный брат этой женщины. Решили попробовать и нам повезло – нас пустили на ночевку.
Стоянка на понижающей подстанции около Гагринского Эподрома. Спосибо гостеприимным энергетикам!

Признаюсь мне сначала было немного страшно за команду и себя, но, пообщавшись с местными, мы с Антохой убедились, что работники подстанции – простые рабочие, ничуть не желающие нам зла и даже очень гостеприимные. Решил даже не заморачиваться с дежурными на ночь, чтобы не обидеть местных. Вечером приготовили ужин на их электроплитке и легли спать.
Итог дня: 43 км.

12.05, суббота.
На этот день у нас куплены билеты домой. Посему встаем рано, в 5:30. На горелке в единственном кане кипятим воду на кашу и чай, будем остальных, завтракаем собираемся. В 7:40 выезжаем.
Ехать хорошо, утреннее не жаркое солнце, скорость около 20км/ч. Около 9. Приезжаем на место вчерашнего купания на пляж. Как не искупаться на прощание! Около часа мы провели на море, купались, видели дельфинов, которые воспользовавшись чистотой прибрежной воды и отсутствием отдыхающих подходят совсем близко к берегу для ловли рыбы. Около 10:00 выезжаем в сторону границы, к селу Веселое.

Старый парк в Гаграх. Пальмы, песок море. До свидания Абхазия, надеюсь до скорого...

Снова та же дорога. 11:40 мы на границе. Все как и в прошлый раз, проверки документов не сильно досаждают. Только на входе в Россию наши вещи просветили рентгеном, таким же как в аэропортах.
12:20 мы на Казачьем рынке. Закупаемся некоторыми продуктами в поезд и едем на вокзал. Дорога от Веселого до Адлера в это время суток загруженная и пыльная. Ехать неприятно. 13:30 мы на вокзале, а в 15:36 поезд.
В зале ожидания немного отдыхаем, разбираем велосипеды, пакуем их. За 35 минут объявили наш поезд – транзитный через Москву, фирменный питерский «Северная Пальмира». Подали его очень неудачно, нужно тащиться через весь вокзал по мосту с тяжелыми рюкзаками и велосипедами. В самый последний момент Слава решает поменять билеты и ухать в нашем поезде. Короче было весело! За 7 минут до отправления мы смогли организовать велосипедно-рюкзаковый завал около вагона и стали погружаться внутрь. И тут нас ждало очередное в этом походе испытание – плацкартные вагоны повышенной комфортности. В них третьи полки имеют перегородку, параллельную окну, которая сильно осложняет погрузку велосипедов на них.
Оторвать бы голову тому, кто это придумал и внедрил в жизнь..

Если в обычном вагоне мы без труда уложили 4 велосипеда на полки одного купе, то здесь – 2 с огромным трудом! Пот с нас лился ручьем, а еще сосед попался – старый коммунист, который всю дорогу бубнил как китайское радио. Только спустя полчаса после отправления поезда мы загрузили велосипеды.
Ура!!!! Момент истины настал!!! Поход объявляется завершенным, объявляется полная демократия!!!! На ближайшей станции бежим в магаз и заливаясь холодным пивом и обсуждаем первые впечатления о походе.
А потом мы долгих 1,5 суток ехали в поезде домой. 13-ого зачетно отметили мой день рождения, было здорово! Получил около 50 смсок, многие из которых были от друзей из велоклуба 3X9.
Мой ДР. Отмечали мы, присоединялись пол вагона..


Итог дня: 45 км, завершенный маршрут.

Пройденный маршрут

Краснодар - Афипский – Новодмитриевская - Григорьевская – Ставропольская – Чернаколова - пер. Пятигорский - Ставропольская - Горячий Ключ - Развилка - Кутаис - Широкая балка - Хадыженск – б.о.Дубрава – Николаенко - Нефтегорск – Апшеронск - Ширванская Водокачка- Красный Дагестан – Нижегородская – Гуамака - Мезмай - Пещера Азишская - ст. Даховская - Хаджох (Каменомостский) -> на автобусе в Майкоп-> Майкоп - Белореченск -> на электричке в Туапсе ->на электричке в Адлер -> Адлер – Веселое - Лесилидзе - Хейвани - Холодная Речка-Гагра-Аквара-раб.пос оз.Голубое - оз. Рица –оз. Голубое - Аквара - Отрадное - Гагра - Хейвани - Лесилидзе - Веселое - Адлер

Первые впечатления о походе или трактат о «говнах».

Так уж получилось, что именно первые три дня этого похода оставили самые яркие и противоречивые впечатления. Все о них говорили по разному, но равнодушным к ним никто не остался. И не Рицу, не Гуамское ущелье и плато Лагонаки мы вспомнили первым делом, а перевал Пятигорский, о которых еще на этапе разработки маршрута и Крамар, и Леня мне говорили, что там может быть грязно. Да, этот участок можно было не включать в маршрут, объехав его по асфальту, который есть как южнее, так и севернее хребта Пшаф. Можно было его исключить еще во второй день похода, когда стало ясно, что после дождя дорога размыта и идти по ней тяжело.
Но мы прошли по маршруту. Это обошлось нам дорого - начал сыпаться Настин велосипед, у разведчиков по моей вине была ночевка под дождем в лесу, Леша застудил коленный сустав в холодной воде брода, не говоря уже о том, что велосипеды от езды по «говнам» мягко говоря не улучшаются. Не раз мне приходилось слышать упреки от участников за этот участок маршрута. Еще бы, ведь совсем не сложно представить что чувствует человек, мечтавший валяться в спальнике и делать ежедневные набольшие велопрогулочки с сытым желудком, когда его без завтрака заставляют тащить по грязи под дождем на себе велосипед с тяжелым рюкзаком! Простите меня те, кто представляет себе велотуризм, как сплошной отдых!
И все же считаю, что мы правильно сделали, что прошли этот участок! Ведь какой Кавказ без «говен»?!! У новичков была реальная возможность познакомиться с трудностями, оценить себя, понять что ожидает в велопоходе 3-ей, и более категории, и при том не сильно утруждать себя. Ведь достаточно посмотреть фотки группы 108-ого и все станет ясно – наш поход по сравнению со взятием пер. Грачевский – матрац! Уже после похода один из моих участников приехал на настоящее велоиспытание – БОР, а значит «говна» были не зря. А для тех, кому не по душе грязевые ванны рекомендую купить шоссейник или комби с колесами 28”– он и катит лучше, и ездить на нем по асфальту приятнее! Закончу лишь процитировав В. Высоцкого:

«Я спросил тебя: - зачем идете в горы вы?-
А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой,-
Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово.
Рассмеялась ты - и взяла с собой.»

Спасибо Pafnut'у за ценные замечания,
Ulter'у за фотки и коменты к ним,
сестренке за подсказки по оформлению.

_Alex_

 
Hosted by uCoz