Начать стоит с того, что на основных интернет сайтах велотуссовки в ноябре появилось объявление извещающее, что организуется покатушка по прибрежным районам западного Кавказа. Изначально поход предпологался именно как покатушка и поэтому я здесь не стану подробно приводить технические данные прохождения дистанции, а расскажу о личных впечатлениях. Как всегда я поглащенный повседневной суетой одним из последних записался на эту покатушку. Пройдя в билетные кассы казанского вокзала, где было назначено место встречи, я увидел всего несколько знакомых мне людей. Большинство из участников были мне не знакомы и были членами других велоклубов, а как выяснилось позже, были среди нас люди вовсе к велотусовке не имеющие никакого отношения, но не менее каждого из 3X9 увлеченные велотуризмом.
Итак, последний день работы 29ого, быстрые сборы в дорогу и вот я стою на платформе ст. Перово в сторону Казанского вокзала. Родной район провожает свежевыпавшим снегом и легким морозцем. Настроение предновогоднее. Погружаюсь в электричку. Выхожу на Казанском вокзале, встречаюсь с остальными участниками, заходим в помещение «размораживаем» байки, скручиваем педали. Нас провожают ребята на наряженных новогодними украшениями байках. Звучит команда Крамара, все выдвигаются на платформу, погружаются в поезд. Погрузка омрачается недовольством со стороны пассажиров, свирепо осуждающих нас за занятие самых верхних полок, некоторое время уходит на улаживание «локальных конфликтов». Едем. Выясняется, что в тот день был день рождения у Витниса, отмечаем, попутно знакомлюсь с большинством участников. Удивляюсь разнообразности наших интересов и разносторонности подходов к катанию на велосипеде. Понимаю мы - горючая смесь из велосипедистов, исповедующих самые разные стили катания, начиная от спортивного туризма и кросскантри, заканчивая даунхилом. Опускаю следующий день, довольно весело проведенный в поезде.
Рано утром 31ого прибываем в Новороссийск. Неспешно распаковываем байки. Едем кататься, любуемся видами южного портового города, парусником, и Главным Кавказским Хребтом, виднеющимся вдали за городом. Смотрим вотчину Брежнева «Новую Землю», когда-то им собственноручно у немцев отвоеванную. Для нас специально по 35р с носа открыли мемориальный комплекс, где видимо ничего со времен Леонида Ильича не поменялось и везде витает его дух. После просмотра едем на вокзал, где обедаем в столовке старых советских времен. Обед 55р – очень не дорого и вкусно, встречаемся со вновь прибывшими «нашими» и едем в направлении г. Геленджик. Примерно 30 км по шоссейной дороге мимо Кабардинки и Марьиной рощи. Подъем серпантином в начале дороги и плавный спуск далее. Въезжаем в город. Здесь мною и Андреем Мацокиным по собственному гарству была допущена ошибка в ориентировании. Наши две группы успешно на полном ходу проскочили по объездной дороге поворот на «мыс тонкий». Сильного расстройства по этому поводу никто не испытал т.к. было принято решение объехать по набережной и найти ул. Дисантная. По пути мы встретили местного байкера на очень неплохом хардтрейле. По его словам он ведет местную маунтибайк секцию и занимается даунхилом профессионально. Нам он показался полным гаром в непонятных ласинах и черных ботинках-туфлях. В средней величины горочку он едва обогнал Румату, причем последний ехал с рюкзаком и проехал никак не меньше 30км до этого. По едва-едва раскисшей белой Гелинджикской глине, встретившийся нам на недостроенной части набережной он тоже не умеет ездить. С его помощью находим ул. Дисантная д.20, где и располагается наша гостиница, за что ему отдельное THANKю. Далее несколько слов о гостинице, где мы отмечали Н.Г. Это большой четырехэтажный частный дом. Хозяева – «Гвардии полковник» и его жинка. Надо сказать комфорт там на первый взгляд присутствует, имеется даже очень неплохая сауна, но их хваленный евроремонт рассыпается на глазах, окантовка лестниц, ступеньки которых обложены кафелем, отваливается под тяжестью наших не слишком массивных подошв. Самое главное, хозяева любезно предложат за все это вам заплатить неустойки и в довесок помыть пол. Кроме того, они будут каждый ваш шаг сопровождать назойливыми упреками и напоминаниями о бережном отношении к их имуществу. Больше всех они достали наших доблестных руководителей, Крамара и Витниса, которые бились с ними за каждый рубль и за комфортный отдых участников похода, за что им огромное спасибо. Короче мне не хотелось бы снова приехать в эту гостиницу. Новый год справляли торжественно и очень весело в компании деда мороза, снегурки, розового фламинго, ведьмы, клоуна с дудкой и O-Leg’а в черной бабочке. Были, хоть и не массовое, попытки купания в море в одежде и без нее. Фейерверки пиротехника и прочее веселье.
Утром, а точнее днем первого января, найдя утешение воспаленного сознания в крепком чае, отправляюсь катать по городу в компании Руматы и Кеши с Васей с дальнейшим посещением прибрежной кафешки и продолжением празднования Н.Г. на великах. Встречающие нас гелинджичане упорно утверждают нам, что их город - настоящий рай для велосипедистов. В этом я лично не разу не сомневаюсь. Даже двое парней на автомобиле Mercedes-Benz G320 при виде нас остановись и рассказали прекрасный маршрут в горах, но мы его конечно не запомнили.
Второго января после продолжительных сборов выдвигаемся из Геленджика по верхней дороге, затем через город по ул. Луночарского. Едем по шоссе. Машин не много, ехать не мешают. Возле поселка Возрождение посещаем дольмены. Дорога туда 1-1,5км по живописной грунтовке. Сами по себе дольмены представляют каменные изваяния, служившие по одному мнению в ритуальных, по другому в погребальных целях. Далее направляемся на перевал Михайловский. На спуске с него замечаю живописнейшую картину: Кавказец в национальной верхней одежде, рядом с ним кавказская овчарка и стадо овец. Далее обедаем в небольшом придорожном кафе в пос. Пщада, где нам около часа не приносили две порции пельменей, и с лосистой группой уезжаем с заданием разбить лагерь около водопадов в пяти километрах после поселка «Тешебс». Дорога туда проселочная – левый поворот возле стеллы «Курорт Геленджик» идет мимо горной речки в лес. Стоянка была очень удобной. Целый лес дров, речка, мостики…
Третьего января после еще более продолжительных сборов выдвигаемся в сторону пос. Джубга с твердым намерением объехать Ново-Михайловский перевал по старой заброшенной дороге идущей по заброшенным турбазам. Еду все с той же лосистой группой велотуристов в составе: Лежибока, Румата, Кеша, Вася и я с заданием разведать путь от «Ново-Михаловского». В пос. Ново-Михайловский поворачиваем направо с основной дороги, далее спускаемся вдоль речки Нечепсуга до пешеходного моста. Переходим мост и сначала двигаемся далее вдоль реки вниз по течению. Поворачиваем налево, выезжаем на набережную моря едем по ней и упираемся в забор, где охранник татарской внешности объясняет нам, что через охраняемую им турбазу «Приморская» прохода нет и нет из нее выезда на старую дорогу, что противоречит карте. Поворачиваем, едем в обратном направлении. Встречаем «языка» на велосипеде, который выводит нас на дорогу направо и вверх. Разведуем два ответвления от нее, каждое из которых возвращает нас назад в турбазу «Приморская», к морю. Наконец находим правильный путь и снова упираемся, на этот раз в базу отдыха «Ласточка», где охранник уже славянской внешности в милицейской форме популярно объясняет нам, что база отдыха «Ласточка» - частная территория, нужная нам дорога сквозь турбазу есть, но он нас не пустит. После долгих телефонных переговоров с Крамаром и разведки Руматой на «легком байке» (без рюкзака) горной проселочной дороги спускаемся обратно к пешеходному мостику. Встречаемся с остальной группой. Начинает смеркаться. Принимаем решение искать место для ночевки. Крамар уходит по пляжу за пирс, следуем за ним, и, о чудо, он нашел прекрасную стоянку с водой. Встаем, на «многоэтажном» холмике на побережье разбиваем «многоэтажный» лагерь, я с Руматой отправляюсь за солью, ужинаем, на «пятом этаже» варим глентвейн, слушаем Олину песню про львов. Вскоре становится совсем хорошо и весело.
Четвертого января утром нехотя просыпаюсь, слышу, как по тенту барабанит что-то страшное. Вставать неохота. Вспоминаю, что вчера был разговор о приготовлении завтрака. Делаю усилие, встаю, сползаю с «четвертого этажа». С трудом разжигаем костер, завтракаем. Все время моросит дождик. Долго-долго собираемся. И ползем по ранее утром разведанной Витнисом и Руматой лесной тропке, ведущей наверх от побережья. Выползаем на старый, частично сохранившийся асфальт. Вскоре снова развилка. Одна дорога круто уходит вверх и наверняка приводит в базу отдыха «Ласточка», другая ведет вниз. Решаем двигаться вниз и вскоре упираемся в забор очередной турбазы. На первый взгляд все закрыто, но вскоре выясняется, что калитка открыта. Хартман и я отправляемся на разведку вниз в турбазу. Она оказывается необитаемой и легко проходимой. Хартман на своем даунхильном двухподвесе перепрыгнув дерево уезжает вниз по каменистому, заваленному старой листвой и деревьями спуску. Аккуратно спускаюсь на тормозах за ним. Он возвращается за остальными, я остаюсь внизу. Соединившись наша группа проезжает мимо футбольного поля начинает подъем вверх по грунтовке и через 40 мин оказываемся на дороге до г. «Туапсе». Едем по ней постоянно льет все усиливающийся дождь. Выходим на автотрассу ведущую к г. Туапсе в районе селения «Ольгинка» под проливным дождем часть группы Крамара принимает решение остаться в кемпинге. Я и Владимир Мартынов едем в сторону Туапсе и примерно через 1,5ч. или чуть больше приезжаем на вокзал. На перевале «Агойский» нас догоняет Лежибока и компания. Покупаем билеты на электричку до г. Хоста, где для нас заботливо подготовили номера Миша и Аня. Почти через 4 часа электричка наконец-то проползает 100 км. Усталые и замерзшие мы находим гостиницу, расположенную на Кипарисовой ул. д. 6 устраиваемся на ночлег. Покупаем в единственном магазине еду и спиртное на ужин, отдыхаем.
На следующий день пятого января часть из нас - Кеша, Вася, Румата уехали в Москву. Владимир Мартынов устроил мне прекрасную экскурсию по ныне независимой республике Абхазия. Это пожалуй самые яркие от всей поездки впечатления. Стартовав примерно в 10:00 из гостиницы в г. Хоста мы движемся по шоссе через г. Адлер в пос. Веселое. Зайдя на рынок «Казачий» делаем маленькую остановку для легкого завтрака и движемся по рынку на пропускной пункт. Граница с Абхазией проходит по центру реки «Мзымта». На российской стороне проходим таможенный и паспортный контроль, на абхазской стороне единственного бойца в капитанских погонах, непонятной форме и черных ботинках. Он спрашивает цель поездки и проверяет паспорта. Все, мы в Абхазии. На другой стороне границы ведется оживленная торговля: мандарины в Россию везут тележками, рюкзаками, тюками мешками и всем что попадается под руку. В Абхазию провозят стиральные машины, картошку, другие непонятные сумки. Движемся по дороге вдоль побережья. Сразу привлекает внимание заметно меньший чем в России трафик, бедность придорожных крестьянских домиков, заржавевшие рельсы и железнодорожные столбы справа от автодороги, нередкие полуразрушенные огромные грузинские дома, заброшенные сады и, конечно же, пальмы, эвкалипты, туи а порой и мандариновые кусты. А на заднем плане гряда гор, поросших голыми в январе лиственными деревьями. Иногда встречаются ни кем не контролируемые стада животных. Едем дальше. Дорога почти ровная, без набора высоты, покрытие очень качественное. Скорость движения не ниже 25км/ч. Температура воздуха +12 …+15. Проехав около 20 километров останавливаемся около санатория Москва. Автобусная остановка напротив выполнена в виде разноцветной ракушки. Еще через 2 километра въезжаем в г. Гагры. Смотрим восстанавливаемые остатки былого величая и частично разрушенные здания, парк, море, пальмы. Знаменитый ресторан с часами успешно работает. На пути к вокзалу встречаем пекарню, торгующую только что приготовленными лавашами. На вкус они не похожи ни на один из тех лавашей, что продаются в Москве, а стоят всего 7р. Работают в пекарне две прекрасные девушки, причем одной из них на вид нет и 12ти лет. Впрочем остальные магазины и цены в г. Гаграы не радуют – бутылка «Старого мельника» - 45р. Дата изготовления сомнительная. Катаем по городу. Заезжаем на вокзал. Там стоят разбитые вокзальные часы, состав из ржавых вагонов без стекол и 3ое парней не более 23х каждому. Один из них в милицейской форме российского образца и с армейскими пагонами старлея. Из беседы с ними становится ясно, что уехать по железной дороге не удастся, хотя и до беседы я был в этом уверен на 95% заранее. Снова катаем по городу, едим лаваш с колбасой, смеркается, едем обратно. Ехали уже по полной темноте. На границе купили мешочек мандаринов, хотя абхазец-продавец на просевшей под тяжестью ярко оранжевого груза ниве настаивал, чтобы мы у него хотя бы 20кг купили. На КПП российские таможенники наши паспорта, нас проверили на наличие оружия и боеприпасов, распросили про велы и их стоимость и пропустили. Еще запомнилось кафе в Адлере с новогодней елкой и новогодними пальмами снаружи.
Шестого января с целью убить пол дня времени до поезда отправились в сторону Красной Поляны, посмотрели на прорубленный в скале тоннель и автотрассу в нем, фарелевое хозяйство. Хотели посмотреть на пещеру, но не доехали т.к. боялись не успеть на поезд. Дофоткали последние кадры и сели на поезд. Так закончилась наша покатушка или поход, в народе прозванный алкотрофи.
_Alex_