Ст. Бологое - оз. Коломинец - Макарово – Ильятино - Погарино - Никитиревец - Старово – Ванютино - Бель - Каменка - Софиевка - Мартюшина - Горка - Каменик - Пустошка – Рабежа - Елисеево - Дубровки - Полонец – оз. Полонец – г.Ореховна - Истошно – оз. Велье – Мысловичи – Бол. Уклейно – Ивантеево – оз. Городенское – Мал. Городно – Бор – Короцко – Валдай – Иверский Монастырь - Шуя - Нелюшка - Терехово - Ужин - Борисово - дача Сталина (опционально) - Валдай
В этот раз у нас было только 4 выходных дня. Эти 4 дня хотелось провести спортивно и позитивно, хотелось крутить педали и общаться у костра в приятной компании единомышленников. Как всегда, так и на этот раз маршрут разрабатывался как полностью проезжаемый в седле, но с максимально возможным набором высоты и минимизацией асфальтированных дорог. Культурные достопримечательности не были главной целью этого похода, но разнообразить педалирование просмотром интересностей хотелось.
В качестве региона похода была выбрана Валдайская Возвышенность. Регион находится на полпути между двух столиц и характеризуется хорошей доступностью. Благодаря леднику, который когда-то был в этих краях, местность на Валдае очень рельефная, здесь много красивых озер с чистой водой. В былые времена Валдай и его окрестности имели важное экономическое значение, здесь проходили торговые пути. В настоящее время Валдайская возвышенность малонаселенна, многие деревни заброшены и разрушены. Однако благодаря дачникам, охотникам и отдыхающим в регионе есть дороги вполне приличного качества.
Чтобы компенсировать возможную потерю времени из-за бездорожья, маршрут состоял из двух петель. Первая петля нашего похода начиналась в г. Бологое. С постоянными перепадами высот мы двигались преимущественно на запад в сторону оз. Селигер к высшей точке Валдайской возвышенности – г. Ореховна. Далее мы двигались преимущественно на восток к г. Валдай и Иверскому монастырю, который был основной культурной достопримечательностью нашего похода. Вторая петля добавляла высотный набор и километраж огибая против часовой стрелки оз. Валдайское и оз. Ужин. Поход заканчивался в г. Валдай.
4 ноября, четверг
Около 1:00. Успешно погрузились в нефирменный скорый поезд с нормальными вагонами и ненадолго улеглись спать.
05:30 Прибываем на вокзал г. Бологое, собираем велосипеды. Тепло, слегка моросит дождь. Прямо на платформе готовим завтрак, заливаем термоса чаем, долго тупим с рациями и наконец все готово к началу похода
8:03. Перекатываем велосипеды по оригинальному мосту на южную сторону железнодорожных путей и поехали через город на юго-запад, вдоль северо-западного берега озера Бологое. В городе дороги асфальтированы, но много выбоин. Через 1,8 километров от станции свернул на запад в дер. Замостье.
8:15. 1,8 км. Из Замостья на запад к деревне Бологое уходит грейдер, крутить становится ощутимо труднее.
8:31. 7,3 км. В деревне Бологое после 5 минутного отдыха и небольшой разведки местности сворачиваем на лесную тропу, идущую на юго-запад, к реке Птинка. Немного поплутав, мы нашли переправу через Птинку. Сама река неширокая (три метра), переправа представляет собой узкий мостик с перилами.
Перебравшись по мостику и перетащив велосипеды, снова оказались на лесной тропе, которая теперь ведет сначала на юг, а затем на юго-запад вдоль озера Коломинец. В основном тропа нормально проезжаемая, хотя кое-где приходилось спешиваться, чтобы преодолеть поваленные деревья. На этом участке пути случается первая поломка — петух у Даши; потратили около получаса на ремонт.
8:44, 11км. Поворачиваем направо, на северо-запад и едем по накатанной грунтовой дороге. Погода пока что радует – тепло и дождя нет.
9:05 13.4 км. Въезжаем в деревню Городок. Дорога здесь довольно грязная, но вскоре мы поворачиваем на хороший грейдер.
Едем довольно быстро, хотя много выбоин. Грейдер постепенно заворачивает на юг и затем на юго-восток. Вскоре грейдер постепенно заворачивает на юг и затем на юго-восток. 18 км доехали до оз. Долгое — оно остается справа от нас, проезжаем деревню Пахотино (21км).
Ветер усилился. начался неприятный дождь и мы делаем непродолжительную остановку – некоторые участники одевают дождевики.
11:37, 24км. Поворачиваем направо на трассу М10 и продолжаем движение плотной группой по ней. Дождь не прекращался, ветер дул нам в лицо.
12:03, 30км. Доезжаем до дер. Нов. Березай, переходим ленинградку на светофоре и оказываемся на грейдере, идущем через Старый Березай в южном и юго-западном направлении. В деревне есть полуразрушенная церковь, рядом с которой мы делаем обед. Нам встретилась пожилая жительница деревни, которая оказалась мастером спорта по лыжным гонкам в 1964г. Она рассказала нам, что церковь XVIвека, в ней крестили Петра I.
Она рассказала много интересных эпизодов об этих местах, о том, что в этом районе вел героические воздушные бои летчик Мересьев. По ее словам, в деревне Плав есть памятник «гриб» летчику, который после катапультирования в глухие леса и блуждания несколько дней по тайге сумел выбраться к своим.
12:50 После обеда от церкви возвращаемся на асфальтовую дорогу, ведущую на юго-запад. Дорога вскоре становится хорошим грейдером. 34 км проезжаем Ильятино.
13:37, 37,5км, сразу после дер. Погарино развилка двух дорог; сворачиваем налево, на дорогу с указателем «Карьеры». Эта дорога ведет на юг. Проехав по ней еще несколько сот метров, вновь оказываемся на развилке.
К карьерам ведет дорога, отходящая вправо; мы же сворачиваем налево. На этом участке очень ощущается рельеф, а сама дорога идет сквозь приятный хвойный лес. 39,5км – слева показалось оз. Гоголино, 41км, справа озеро Затворец.
14:10, 42км. После небольшого отдыха сворачиваем направо в сторону дер. Никитировец. В деревне очень тихо, жителей похоже нет и скорее всего она там живут летом дачники.
После деревни дорога входит в лес и превращается в труднопроезжую лесную дорогу, местами даже тропу. Дорога грязная, путь часто преграждают поваленные деревья. Приходится часто спешиваться обходить завалы. Кое-где местность заболочена. Аккурат на границе областей отдыхаем, перекусываем батончиками и чаем.
15:37, 47км. Въезжаем в д. Старово. Деревня жилая. Отдыхаем, пополняем запасы питьевой воды в колодце и продолжаем движение по укатанному грейдеру. 50км, проезжаем насквозь д. Ванютино, поворачиваем на юг в сторону д. Бель. Деревня кажется полузаброшенной,
16:50 52 км – д. Бель. В деревне Бель открывается вид на оз. Шлино и мы поворачиваем налево, продолжаем двигаться по грейдеру огибая озеро. Постепенно темнеет и холодает.
17:20 67 км, останавливаемся около моста через р. Шлинка. Направо отходит грунтовая дорога. После непродолжительной разведки местности принимаем решение встать в незапланированном месте на стоянку. Немного углубившись в лес встаем на ночлег. С дровами проблем нет, воду набираем из реки.
Итог дня: километраж-70.35км , суммарный набор высоты: 398м
5 ноября, пятница
Подъем дежурных в 5:40, выезд в 9:00.
От места стоянки в лесу выбираемся обратно на грейдер и проезжаем двигаться по нему около пятисот метров на юг.
9:22, Поворачиваем направо от основной дороги, в направлении деревни Яблонька. От поля на краю деревни есть дорога на юг в деревню Мартюшино.
Дорога в плохом состоянии: сильно разбита коровами. Значительную часть пути идем пешком. Километр дороги между деревнями преодолели примерно за минут 20. Этот участок можно было объехать по грейдеру, но уж очень хотелось посмотреть на ранее запланированное место ночевки.
9:52, 5.5км Продолжаем движение по грейдеру. Постоянно моросит мелкий дождь. Дорога радует постоянными тягунками и спусками.
Вскоре проезжаем через деревни Остров и Горка и останавливаемся из-за очередной поломки у Даши: на этот раз возникли проблемы с задним переключателем.
10:32, 9.4км От деревни Горка дорога поворачивает на восток и вскоре входит в лес. Здесь качество дороги ухудшается, начинают попадаться грязные участки дороги, некоторые из которых приходится обходить пешком. Дорога вскоре вновь заворачивает на юг, затем на юго-восток, пока не приводит нас в деревню Каменик.
11:18, 13.5км. Каменика дорога вновь заворачивает на юго-запад. Практически все участки хорошо едутся, лишь иногда попадаются большие лужи, которые приходится обходить.
11:47, 19км. За деревней Березуги на разветвлении дорог поворачиваем на северо-запад, в сторону деревни Пустошка. На повороте механика ждал очередной ремонт – приказал долго жить контактный шип в ботинке руководителя. Дорога песчаная, местами грязная. Везде чувствуется рельеф.
13:06, 25.5км Дорога опускается в слегка заболоченную низину и ухудшается. Наш путь часто прегражден поваленными деревьями, много луж. После проезда очередного завала из веток уже второй раз ломается петух у Даши. Ремонт петуха совмещаем с обедом. В этом походе обеды, как и в большинстве походов Велоклуба 3х9, были холодными. Наш обеденный рацион состоял из бутербродов, консервов зеленый горошек и сладкая кукуруза, хлеба, шоколадок и чая из термоса. Примерно в 13:50 обед закончен и мы продолжаем наш путь.
14:16, 30.1км Справа от дороги показалась деревня Пустошка. Судя по всему свое название она оправдывает.
Вблизи деревни грунтовая дорога уступает место бетонным плитам, есть ответвления от нее, но мы все время движемся прямо. За деревней есть отворот дороги направо, но мы продолжаем двигаться прямо. Дорога далее идет через лес на юго-запад, качество дороги вполне нормальное.
14:43, 35,5км. Останавливаемся на развилке дорог: левая дорога ведет на юг, в Скит; правая — на запад, в Елисеево. Свернули направо. Здесь очередной ремонт — тормоза у Даши. После ремонта едем неплохим темпом - за 50 минут проезжаем 11 км участок от развилки дорог мимо Елисеево и до Дуброви.
16:03, 45,9км. В Дуброви останавливаемся в магазине, закупка продуктов. Чувствуется усталость участников. Все пополняют свои внутренние запасы в магазине.
16:38 Вечереет. Под дождем, но после небольшого перекуса мы продолжаем наш путь. Периодически звонят гости нашей группы Андрей ака Чингачгук и Оля ака Stjarna, которые уже давно ждут нас в деревне Истошино. Ну а мы ритмично крутим по асфальту.
Дорога идет на юго-запад, обходя с севера озеро Полонец. Проехав практически вдоль всей северной и западной границ озера поворачиваем направо в сторону д. Ореховна. На повороте встретили группу велотуристов клуба МКВ.
17:09, 53.3км После хорошего тягунка делаем набольшую остановку. Мы вблизи горы Ореховна (288,6 н.у.м.) – высшей точки Валдайской возвышенности. В хорошую погоду с горы открывается вид на озеро Селигер. В хорошем темпе, но уже при свете налобников продолжаем двигаться к деревне Истошино.
17:48, 61.9км. С основной асфальтовой трассы на Демьянск сворачиваем на второстепенный грейдер на Валдай. Темно. Наши гости передали по рации что лежат в палатке в полутора километрах от деревни.
18:11, 64,8км. Встретились с Чинги, который предложил нам встать рядом с их палаткой на поляне рядом с охотничьей вышкой. После непродолжительной разведки местности воду нам обнаружить не удалось и принимается решение двигаться дальше.
19:02, 71.9км Трясучий грейдер приводит нас к небольшому перекрестку. Вправо к берегу озера Велье уходит грунтовка приличного качества. После недолгой разведки продолжаем движение по ней к запланированному месту ночлега.
19:18, 72.5км Встаем на ночлег на запланированном месте на берегу озера. Проехав Вода есть, дрова есть, место стоянки оборудовано столиком. Однако развести нормальный костер нам не удалось из-за сырости.
Итог дня: километраж-72,4км , суммарный набор высоты - 419м
6 ноября, суббота
Подъем дежурных 5:30. Выезд 9:18
Утро выдалось сырым и холодным. Многим оно запомнилось тем, что некоторые участники зажгли настоящую утреннюю дискотеку!
9:26 Снова едем по вчерашнему грейдеру. При свете дня ехать по грейдеру значительно приятнее, чем это было вечером в темноте.
Держась основной дороги, проезжаем населенные пункты Дунаевщина, Велье, Никольское. В селе Никольское был асфальтированный участок, далее снова начинается грейдер. Темп держим бодрый, все хорошо едут.
10:22, 11.7км За Никольским дорога подходит вплотную к озеру. Открывается шикарный ви. Мы останавливаемся и фотографируемся.
Сюда бы летом – говорят некоторые из нас :). После десятиминутного перерыва снова трогаемся в путь. Стоять долго не получается – холодно. Дорога идет вдоль западного берега озера, обходит его с севера и заворачивает на юго-восток к озеру Уклеинское и деревням Малое и Большое Уклейно.
11:07, 19.4км Приехали в Малое Уклейно где зашли в магазин, закупились продуктами на оставшиеся два дня похода, и встретились с нашими гостями - Чингачгуком и Стьярной.
Магазин работает не регулятно. Увеличенным составом от Малого Уклейно едем на северо-восток и через
12:23, 23.3км Проезжаем перекресток и едем по основной дороге, идущей в Ивантеево. Теперь дорога стала широкой и на ней уложены бетонные плиты. Сначала довольно долго бетонные плиты, затем хороший асфальт. Проезжаем деревни Ивантеево, озеро Дорище, озеро Городенское. Дорога некоторое время идет на восток, вдоль северного края озера Городенского, и затем снова уходит на северо-восток. На этом участке у нас была одна остановка. Делаем небольшой ремонт Даше и настройку тормозов после падения руководителя.
13:37, 35.7 км подъезжаем к развилке нескольких дорог; от которой проезжаем по основной дороге еще 250 м и доезжаем до незаметного поворота направо. От основной дороги уходит лесная дорога в направлении озера Кобылино. Мы едем смотреть заброшенную и взорванную часть РВСН.
Дорога туда грунтовая, в плохом состоянии. Она сильно развезена и много завалов деревьев. Поэтому значительную часть пути идем пешком. Через 1.6 км оказываемся на хорошей грунтовой дороге, идущей на северо-восток (около 20 минут). 150 метров по этой дороге — и мы на месте. Здесь устраиваем обед, совмещенный с осмотром ракетной шахты. Зрелище для любителей техногена.
Обед и достопримечательности несколько омрачены поломкой у казначея Саши. Сорвана резьба в его шатуне. Однако удается закрутить педаль на последнюю нитку.
После обеда и небольшого промаха в ориентировании возвращаемся на асфальтовую дорогу, тем же путем.
15:58, 39км Вечер близится. Мы снова на нашем грейдере. Продолжаем двигаться теперь уже на север; проезжаем деревни Бор, Короцко (в последней деревне заходим в магазин) и вскоре оказываемся на трассе М-10.
16:52, 56.7км Собираем хвосты, включаем фонари и плотной группой движемся по трассе М10. Участок до трассы — 14 км — проехали за 35 минут; из них большая часть асфальта — отличного качества. Здесь очередная поломка — цепь у Сергея.
17:22 60.2км Сварачиваем с загруженной ленинградки по указателю Боровичи на трассу Р-8. Проехав еще около 700 метров по основной дороге, оказываемся на участке, где дорога совсем близко подходит к берегу озера Валдайское. Здесь, на берегу озера, оборудована площадка для отдыха: беседка со столом и скамейками, туалет. Становимся на ночлег в этом месте; палатки ставим чуть в стороне, чтобы они не были видны с дороги. На этот раз стоянка у нас очень комфортная. Открывается хороший вид на озеро и монастырь в лучах прожекторов. У нас был теплый костер и праздничный ужин в честь дня рождения Андрея
Итог дня: километраж-63.2км , суммарный набор высоты - 483м
7 ноября, воскресение
Подъем дежурных в 5:40 выезд в 9:34.
Утро было холодное, шел снег и дул сильный ветер. После завтрака и долгих сборов наконец то выезжаем
9:40 Выехав на трассу Р-8, поехали на экскурсию к Иверскому монастырю. Для этого немного вернулись по трассе в юго-западном направлении и свернули на дорогу направо по указателю «Иверский монастырь». Покрытие дороги очень качественная, места живописные, заметен рельеф. До монастыря 5 км, проезжаем их за 25 минут.
Сам монастырь нам очень понравился несмотря даже на то, что не все прихожане были к нам приветливы. Мы попробовали замечательного монастырского хлеба и очень вкусные пирожки.
11:05, 4.7 км После просмотра монастыря начинаем заключительную часть похода в обход озера Валдайское. Сначала едем по трассе Р-8 едем на северо-восток.
Много горок, асфальт хороший. Примерно через 8 км, добравшись до деревни Шуя, сворачиваем с основной дороги налево, на грунт. Погода кажется наладилась и радует нас.
11:57 15.0км Делаем небольшую остановку. Фотограф заботливо делает наши путевые портреты
12:07, 17.2 Вскоре проезжаем деревню Шуя и поворачиваем налево. Асфальт сменяется ставшей привычной нам улучшенной грунтовкой.
Вскоре за ужином трансмиссия руководителя издает ужасные стуки и ломается механизм трещетки (free-hub). Проблема решается затягиванием кассеты проволочными хомутами к спицам.
Сначала делаем просто fixed, затем fixed single speed.
13:12, 25.4км За деревней Терехово устраиваем обед совмещенный с очередной починкой байка руководителя.
14:36 31.4 км. После «сытного» обеда мы подъехали к деревне Ужин. Поворачиваем налево на асфальтовую дорогу. Дорога, идет сначала на юго-запад и затем на юго-восток, вдоль западного берега озера Ужин.
15:15, 40.7км Мы на развилке: направо — дорога на г. Валдай, налево — дорога к озеру Ужин и деревне Долгие Бороды. Мы сворачиваем направо и еще через 6 км доезжаем до новой развилки.
15:35 46.6 км Останавливаемся около беседки и устраиваем крайнее в этом походе чаепитие. Затем снова продолжаем путь в сторону г. Валдай
16:31 52.3 км. Фотографируемся у таблички. Снова чиним педаль казначея. На этот раз ничего закрутить не удается и герой-механик просто приматывает ее к шатуну проволокой.
17:03 56км. Доезжаем до ЖД станции Валдай. Нам остается лишь только узнать когда отправляется наш поезд на Бологое, посмотреть музей колоколов и поужинать в кафешке. На этом активную часть нашего похода можно считать завершенной.
Итог дня: километраж56.2км , суммарный набор высоты - 477м
Итог похода километраж 262.15, суммарный набор высоты - 1777м
Наши поломки
1. Сломано 2 петуха. Один родной, второй пришлось предварительно растачивать напильником, подгоняя под раму. (Даша)
2. Отвалилась педаль (стерлась резьба в шатуне) (Саша)
3. Сломалась стойка багажника (Антон)
4. Смято 3 цепи (одна заменена полностью, у 2-х других выжата смятая часть) (Даша, Серега, Леха)
5. Сломался фрихаб на втулке (сделали сначала фиксед со скоростями, затем после зажевывания цепи - фиксед синглспид) (Леха)
6. Прокол. Даша умудрилась проколоть камеру на вокзале перед отъездом, меняя резину.
7. Отвалился и потерялся винт крепления багажника (Леша)
8. Отвалился и потерялся винт крепления шипа к подошве велотуфли (Леша) При этом на пластине стерлась резьба и пришлось шип прикручивать на пару винт-гайка (гайкой вниз)
9. Ремонт пружинки развода колодок на гидравлике Жени
Спасибо участникам за участие и хорошее настроение, а всем фотографам - за фотки
_Alex_, на основе хронометража Ялдыгиной Нины