Заявленный маршрут
Уфа - Чесноковка - Торфяной - Мокроусово - Кабаково - Улукулево - Архангельское - Кулмас - Инзер - Катаскин - Айгыр - Нижн.Манява - Верхн.Манява - ст. Юша - Серменево - Белорецк - Тирлянский - Верхнеаршанский - Ур.Юризань - Александровка - Тюлюк -(г. Иремель пешком радиально) - Сибирка - Зюраткуль - Куваши - Медведка - Куса - н.п.Таганай - Златоуст
Наши карты: СКАЧАТЬ
Наши GPS-контрольные точки: СКАЧАТЬ
Участники похода
Даньшин Андрей Викторович, 1979
|
Завхоз
|
Stels, Shimano Acera, V-Brakes
|
|
Демаков Андрей Сергеевич, 1988
|
Медик, эколог
|
Author 28", Shimano Deore, Disk Brake + V-Brake
|
|
Инфлянкскас Виталий Вацловович, 1989
|
Штурман, Летописец
|
Merida TFS 300, Shimano Deore XT, Disk Brakes
|
|
Лаур Василий Юрьевич, 1989
|
Механик, Казначей
|
Trek 3900 (upgraded), Shimano Deore, V-Brakes
|
|
Окунев Алексей Александрович, 1984
|
Руководитель
|
Cube Attention, Shimano XT, Disk Brakes
|
|
Читатель, дльше будет очень много слов! Можно их не читать и обойтись техническим отчетом!
О велопоходе "Южный Урал 2009"
Лучше великов могут быть только горы!...
Этот поход был летним походом весенней велошколы 3х9. На майские праздники 3х9 поехали в Крым, а группа №5, несмотря на то, что была хорошо скатана, осталась в Москве по причине того, что руководителя не отпустили с работы.
Но летом, трое смелых участников группы №5 и руководитель (первоначальный состав – 10 участников и руководитель) снова собираются в велопоход, теперь исключительно в мужской компании! К ним присоединяется еще один участник. Но вместо популярного среди отдыхающих и туристов Крыма, группа едет на Южный Урал - кормить комаров и есть башкирский мед! А вместо короткого позитивного походика на 1 неделю – мы едем на 14 дней без учета времени в поезде. Маршрут я разрабатывал как IIкс, для тех, кто впервые в походе, с включением внедорожных участков и пересеченного рельефа, но на 95-97% проезжаемый в седле.
И вот что из этого получилось.
3 июля, пятница.
12:00, возвращаюсь с работы домой. Незадолго до выезда урезаю одежду с 2,5кг до 1,3кг за счет теплой флисовки, дождевого костюма, запасных перчаток и полотенца. Неспешно кручу на Казанский вокзал
Наконец-то!!! Снова в поход, снова рюкзак на багажнике, снова навстречу новым впечатлениям! На вокзале меня уже ждут 2ое участников, мы неторопливо разбираем велосипеды и упаковываем их в полиэтиленовые мешки. Только у Андрея Демакова велочехол ПИК 99.
Поспешно садимся в поезд, снова с трудом укладываем велосипеды на багажные полки плацкартных вагонов нового типа. Если не брать в счет сложности с погрузкой великов поезд оставляет самые приятные впечатления. Выясняются скрытые до сих пор таланты: трое из 5 участников - гитаристы.
4 июля суббота.
Благодаря тому, что наш завхоз увлекается железнодорожной техникой и может на уровне эксперта рассказать все о путях вагонах и локомотивах, - мы с ним побывали в электровозе! Мне эта экскурсия очень понравилась, помощник машиниста отметил, что Андрей рассказывает об электровозе не хуже машиниста-инструктора!
21:04 (19:04) Поезд прибывает в г. Уфа – отправную точку нашего маршрута. Далее везде указывается местное время, отличается от московского на 2 часа в большую сторону. Спокойно выгружаемся, собираем велосипеды, устанавливаем на них велорюкзаки.
22:10, высота 89м – выехали с вокзала. Уже самые первые метры от вокзала запомнились подъемом протяженностью не менее 2км и уклоном не менее 7% , проезжаем его на передачах 1:1 – 1:3.
22:30, высота 202м - мы в самой высокой части города – у телецентра. Смотрим памятник Соловату Юлаеву. Местное население слегка навеселе и проявляет нездоровый интерес к пятерым велосипедистам. После короткой фотосессии выезжаем.
23:00, 10 км - Порадовал спуск к мосту через р. Белая – на скорости более 40 км/ч мы чуть было не пролетели поворот на автотрассу, которая ведет в Оренбург. Закат, но все еще светло. С часовым поясом здесь явно что-то не то!
23:48, 24,8 км – по ровному широкому и шумному шоссе доезжаем до поворота налево (на восток) на Мокроусово. Едем по асфальту хорошего качества, машин мало. Проезжаем дачные поселки, колонок и колодцев нет. Не очень трезвые местные, идущие нам навстречу, приняли наши фонари за НЛО, чему были рады. В одном из дачных домиков набираем питьевую воду. Дачники спрашивают: «Париж-Дакар теперь проходит через Уфу?»
0:25, 30км, высота 84м - Пробуем разведать место стоянки у р.Уршак, но удобных мест нет, близко населенка, уже стемнело и опустился туман.
0:43, 33,5км – Вернулись на дорогу в сторону с. Ольховое. 35,6км – остановились у моста через р. Уршак. Руководитель и медик пошли на разведку места стоянки. Место вполне подходящее, хотя видно, что здесь часто отдыхают и купаются местные. Разбиваем лагерь, готовим ужин. Легли спать в районе 3 ночи.
Итог дня: 35,8 км, время в седле 2:02, суммарный набор высоты 113м.
5 июля, воскресение.
Подъем дежурных 9:30.Выяснилось, что мы стоим рядом с пастбищем, на котором не малое стадо лошадей.
Выезд 12:38. Дорога – асфальт хорошего качества, местность равнинная, трафик очень низкий, погода – переменная облачность, иногда идет кратковременный дождь.
12:54, 3,8км – свернули в с. Ольховое, обозначенное на карте как конезавод. 13:12, 5,5км –– поворот на с. Кабаково. Съезжаем с основной трассы в село, чтобы набрать воду и насладиться живописными видами реку Белая. Пасмурно, вскоре возвращаемся на трассу и продолжаем путь.
14:20, 23км – на автобусной остановке в д. Кулушево пережидаем кратковременный дождь. Стоило только отъехать на пару километров от автобусной остановки, как начался ливень, причем, укрыться было уже негде. В этом походе дождь нередко заставал нас посреди поля. Но было тепло, и мокрая одежда быстро сохла.
15:17, высота 94м - в с. Улукулево устроиваемся на обед. Обычный обеденный рацион нашего похода – сыр, колбаса, хлеб (часто вместо хлеба мы ели удобные в транспортировке хлебцы), сухофрукты, шоколадка. Иногда мы еще покупали бананы и сок.
16:24, 39,4км – проехав 3км после обеденной остановки, мы около моста через железную дорогу и поворачиваем налево на Белорецк. С этого момента мы на трассе Белорецк-Уфа. Трафик на этом участке трассы высокий, нередко встречаются едущие на большой скорости дальнобойщики.
17,44, 60,6км, высота 110м – пятиминутная передышка перед поворотом на Абзаново. В 4,5км от поворота есть интересное место - водопад на р. Инзер - туда мы съездили радиально. На берегу реки около водопада оборудован детский лагерь отдыха. Водопад нам очень понравился, около получаса мы плавали в реке и плескались в водопаде. Снова накрапывал дождь, мы спрятались на веранде деревянного домика, а отдыхающие угостили нас вкусной жаренной рыбкой, которую недавно поймали в реке.
19:24, 72,2км – вернулись на трассу. На пути к месту стоянки руководитель проколол переднее колесо. Заклеиваем дырку без замены камеры. 19:50, 80,5км – мы останавились в с. Архангельское и набирали воду для стоянки.
20:48, 86,5км, высота 135м – проехав мост через р. Аскин свернули на стоянку. Место стоянки далеко не идеальное – много травы и поблизости нет питьевой воды, зато много лесной земляники. Комаров почти нет.
Во время ужина слушаем плеер Виталика. С музыкой у нас сложилась определенная традиция – мы каждый взяли с собой плееры с любимой музыкой, а я взял колонки, которые работают от батареек. Почти каждый вечер мы или слушали или чей-нибудь плеер, или гитаристов.
Итог дня: 87,1км, время в седле 4:50, суммарный набор высоты – 41м.
6 июля, понедельник.
Подъем дежурных в 7:30.
Это удивительно и очень приятно мне, как руководителю, - в этом походе мне почти никогда не приходилось подгонять участников! Все как-то сами все делали хорошо и относительно быстро!
В 10:30 мы выехали с места стоянки. Погода нас баловала солнцем и приятным ветром, дорога – хорошим асфальтом и низким трафиком. Вчерашний равнинный пейзаж уступает место подымающимся впереди горам Южно-Уральского заповедника. На Урале нет высоких гор, но это – не холмы, это – самые настоящие горы, хоть и старые!
11:02 – свернув с основной трассы и проехав около 700м по грязной полевой дороге остановились в с. Бакалдинское, чтобы набрать питьевую воду. Местная жительница рассказала нам о достопримечательности, которой нет ни в картах, ни в путеводителях, ни в отчетах ранее побывавших здесь групп: в д. Кургаш есть два родника – один из них теплый и соленный, а другой, который в метре от первого, пресный и холодный. На выезде из Бакалдинского мы встретили юного велосипедиста. Его зовут Рафис, сам он маленький, велик у него тоже маленький и раздолбанный, а крутит он так, что нам его догнать не просто :) 11:48, 15км – Рафис любезно проводил нас к родникам в д. Кургаш, показал нам красу своего башкирского края, за что ему спасибо и наш велотуристский привет.
12:00, 16,4км – мы снова на трассе. Рельеф становится все более значительным.
12:52, 28,4км, высота 212м – мы остановились у придорожного ларька, где аппетитно дымит печка-шашлычница. Мы заказали по салатику из огурцов и зелени и по чаю на травах и поехали дальше.
13:25, 29,5км, высота 350м - пятиминутная остановка. Общаемся с автоперегонщиками, они решили узнать от нас возможную цену на сильно неновые велики а-ля ашано-двухподвес, которые прихватили вместе с машинами из Германии. Следующие 40км до с. Усмангали обещают быть непростыми.
14:11-14:24, 41,2км - отдыхаем, подбираем хвост группы, оказалось, что у одного из участников прокол. Покрытие дороги – ровный асфальт, трасса Уфа-Белорецк здесь не оживленная, но дорога все время набирает высоту. Вдоль дороги стоят знаки, предупреждающие о возможных камнепадах, а вплотную к дороге примыкают горы.
15:00, 45,3км, высота 500м - взят крутой затяжной подъем и чуть отойдя от трассы, мы делаем сорокаминутную обеденную остановку. После обеда нас ждал стремительный спуск.
15:48, 49,9км, высота 319м – сразу после моста через р. Зуячка начинается продолжительный подъем. На протяжении 4-5км мы ползли вверх на передачах 1:1, 1:2. С каждым витком серпантина кажется, что выше уже быть не может. Дорогу перегораживает не выдержавший подъема грузовик, идет дождь.
16:58, 57,5км, высота 721м - подъем взят и мы начинаем скоростной спуск под дождем. Постоянно оттормаживаемся, но скорость все равно высока, держим дистанцию. Я едеу в 30м за огромной фурой, но отстать от нее никак не получается.
17:55, 73,28км, высота 333м – мы на мосту через р. Нукаш, впереди с. Усмангали. Едем в село, чтобы пополнить запасы продуктов. Продукты мы покупали раз в 3 дня, хотя максимальный по продолжительности автоном в этом походе был двое суток, а почти в каждом селе есть продуктовые магазины, в которых всегда есть все необходимое. По мнению руководителя это позволяет не тратить время на ежедневные затупы у магазинов. Забегая немного вперед, надо сказать, что к концу похода даже покупать продукты и раскладывать их по рюкзакам у нас стало получаться удивительно быстро – завхоз хоть иногда неоправданно экономил на колбасных изделиях, но знал свое дело. Завхозом должен быть мужчина со здоровым аппетитом и с телосложением Андрея Даньшина – и тогда команда будет сыта! А наш завхоз еще и очень положительный, хозяйственный и специфичный! Думаю, что слова: «угол Фи», «ЧТЗ», «баланда», «харчевка», «чуни», «промыть мотор», «нашел на помойке» запомнятся всем участникам, а Васе будет не хватать, что его никто не называет «Василек»!Местные дождю были явно рады – по их словам весь июнь стояла засуха. Мы попытались узнать про мед – а его нигде нет!
18:35, 78,28км – нужно вставать на ночлег, едем к мосту через р. Нукаш в поисках спуска на проселок, идущий под мостом вдоль реки. После небольшого затупа, разведки и не без подсказки завхоза руководитель решает, что искомое начало дороги в селе. Снова возвращаемся на окраину Усмангали, и находим нужный проселок. Идет дождь. Спешно едем вдоль реки по проселку, но нашу дорогу перегораживают два ручья, которые удалось взять вброд сходу. Небольшая разведка и руководитель находит ровную лужайку – чей то покос.
19:00, 80км, высота 273м - спешно разбиваем лагерь на лужайке под дождем. Все вместе залезаем греться в большую палатку. Мы были голодные и усталые, но неучтенка – банка шпрот и булки Виталика сделали свое дело! Слушаем плеер, играем в шашки. В этот раз в плеере руководителя не нарочно, но «на злобу дня» звучала аудиокнига – фантастический рассказ Рея Бредбери «Все лето в один день» о том, как Земляне жили на планете Венера, где постоянно, кроме одного дня за несколько лет шел дождь, и Солнца не было видно почти никогда!
Палаток у нас было две. Первая из них – «Ладога 3». Неплохая модель, по паспорту 3-х местная, но фактически места в ней хватает только двоим. Вторая «Снежная 4» производства Nova Tour – 4х местная, но при желании там можно уместиться пятерым, и что удивительно, палатка весит вполне приемлемые 3,5кг! В «Ладоге» спали всегда дежурные, а в «Снежной» – не дежурные участники.
Потом дождь кончился и общими усилиями мы развели костер и приготовили ужин. Как то так само собой пошло, что каждый раз после еды мы говорили «спасибо дежурным!». Мне оставалось лишь добавить «Слава Завхозу!» и все становилось совсем как в горном походе 2008г :)).
Итог дня: 80км, время в седле 5:02, суммарный набор высоты – 690м.
7 июля, вторник
Подъем дежурных в 7:30.
В 11:30 мы выехали с места стоянки. Дождя с утра нет и это не может не радовать :) Снова проезжаем с. Усмагали, едем в сторону с. Инзер. 11:50, 5,7км – В Инзере докупаем продукты, набираем ходовую воду.
12:55 – преодолев несколько непродолжительных, но крутых подъемов останавливаемся на мосту через р. Мал.Инзер, фотографируемся. 13:13, 14,25км - поворачиваем в с. Реветь, где расположена центральная усадьба Южно-Уральского заповедника и музей природы.
13:19, 16,7км - руководитель общаться с администрацией заповедника: переписав все наши маршрутные документы они решили нас пропустить на территорию заповедника. А еще работники конторы показали нам музей природы и фильм про то, как ошалевшая медведица съела корову.
Наш маршрут проложен по грунтовой дороге, которая осталась здесь со времен строительства однопутной ветки железной дороги, которая в свою очередь проложена вдоль русла рек Мал.Инзер и Манява. Этот внедорожный участок нашего маршрута начинается в д. Реветь проходит через деревни Айгыр, Верхняя Манява, Нижняя Манява.и заканчивается на станции Юша. О прохождении кем-либо из велотуристов этого участка до нас - данных не имею. Соответственно о состоянии дороги можно было судить только по снимкам в Google Earth.
14:17- Заплатив по 120 р. за проезд по территории заповедника мы отправляемся в путь. Наша грунтовая дорога идет все время вдоль однопутной железной дороги.
14:30, 18,7км - доехали до брода. Точнее вброд через р. Мал. Инзер едут на автомобилях, а мы после короткой разведки переходим реку по железнодорожному мосту.
14:45 – проезжаем вдоль очень красивой горы Катаскин. Дальше грунтовка вполне приемлемого качества, едем почти все время в седле, но в некоторые крутые подъемы (перепад высот до 60м) часть группы въехать не может даже на передаче 1:1. Справа к дороге примыкают поросшие лесом горы, кое-где есть каменные завалы, но на дороге камней нет. Местами дорога сильно разбита лесовозами и ехать становится невозможно.
15:22, 22,7км, высота 369м взяв очередной крутой подъем, мы делаем обеденный привал. Вдоль дороги можно поживиться лесной земляникой. Один из участников решил полазить по живописным камням, которые примыкают к нам справа, но это закончилось осыпанием камней на стоящие у склона велосипеды. В результате на велосипеде механика образовалась восьмерка переднего колеса, но велосипед вполне может ехать.
15:55 - После обеда продолжаем ехать в довольно неплохом темпе – в подъем держим 7-9км/ч и около 12-13км/ч по прямой.
16:45, 27,2км, высота 467м - мы в д. Айгыр. Здесь, в заповеднике, расположен слегка необычный детский лагерь. Дети в нем живут в палатках, но между собой и с вожатыми общаются только на английском! Мы застали их за участием в «веселых стартах». Сразу за Айгыром брод через одноименную реку. Местная достопримечательность – Айгырские пороги. Далее дорога становится почти непроезжей – постарались лесовозы и тракторы. С трудом, но и этот участок остался позади. Далее дорога становится заросшей, отсыпанную щебнем колею можно различить в высокой траве, но местами дорогу перегораживают стволы упавших деревьев. Едем в седле. Немного отстает Виталик, и чтобы не допустить растягивание группы – он едет первым.
18:48, 35,13км - доехали до какой-то железнодорожной избушки, около нее есть ровная поляна, костровище, но нет воды. Отдыхаем 10 минут и продолжаем движение, уже пешком – высокая трава и кусты мешают ехать.
19:14, 36,17км, высота 491м - внизу слева показались дома деревни, это - Нижняя Манява, а наша дорога идет по полке когда-то проложенной по склону горы. Полка возвышается над железнодорожной веткой метров на 10. Дорога превратилась в жгучие заросли крапивы, переплетение кустов, борщевика и поваленных деревьев. Останавливаемся. На разведку идут руководитель и Андрей Демаков.
Надо сказать, что весть этот поход наш медик принимал самое активное участие в разведке, мы всегда с ним советовались. Для меня очень ценно иметь в команде такого участника. Проходим 200-300 метров вперед, я замечаю относительно ровную и сухую площадку. Внизу течет р. Манява, в 600 метрах за железной дорогой деревня, но нас надежно скрывают заросли. Силы участников уже на исходе - поэтому здесь нам сегодня ночевать.
Слегка передохнув, перекатываем велики на место стоянки и ставим лагерь. Дежурные идут к ручью за водой, мы с медиком – идем в пешую разведку завтрашней дороги, Механик остается в лагере чинить поврежденное колесо. Во время разведки мы выяснили, что сразу за лагерем заросли редеют и можно ехать, что в 400-500 метрах от лагеря на противоположной стороне ЖД есть памятник погибшим железнодорожникам, что через примерно 2км можно перейти через железнодорожную насыпь не спуская велосипеды по крутому склону и что на противоположной стороне есть хорошая используемая местными грунтовка. Возвращаемся в лагерь, Виталик и Андрей Даньшин рассказывают, что тоже видели хорошую грунтовку, но спускаться туда нужно по крутому склону.
Тепло, сухо, почти нет комаров. Ужинаем, ложимся спать. Ночью изредка просыпаюсь от шума проезжающих по ЖД поездов.
Итог дня: 36,3км, время в седле 3:32, суммарный набор высоты – приблизительно 250м.
8 июля, среда
Подъем дежурных в 6:30. Еще лежа в спальнике слышу как по палатке стучит дождь. Но вот звенит будильник, дождя вроде как нет, разводим костер, готовим завтрак. Дождь начинается. Как всегда в таких случаях мы все вместе залезали в большую палатку и там ели и пережидали дождь. Завтрак съеден, посветлело, дождя нет, и мы собираемся.
Выезд в 9:30. Стоило нам проехать наши первые 500 метров, как дождь начался с новой силой! Перевезли велосипеды на противоположную сторону ЖД, едем по грунтовке, Она приемлемого качества, не разбитая, педалируем довольно энергично, иначе нельзя - холодно и сыро, а если энергично ехать - то это не так заметно. Встречаются броды через ручьи.
10:12, 4,86км, высота 548м – дорога заметно ухудшилась, а вскоре мы увидели причину – здесь работает трактор, а за ним разбит лагерь дорожных рабочих и стоит легковушка!!! А это значит, что асфальт совсем близко! 10:20 - Так и есть, мы въехали в Верхнюю Маняву. Из деревни направляемся в пос. Татлы (он же Белорецк-16, Межгорье). На станцию Юша руководитель принял решение не ехать – хватит под дождем по грунтам вкручивать!
10:45 – въехали в Межгорье. Когда-то здесь был закрытый город, формально он и сейчас такой, но никаких действующих КПП мы не заметили. Дорога – среднего качества асфальт (когда-то здесь была бетонка из аэродромных плит), машин почти нет, прохладно, ветрено, одежда наша мокрая, а мокрый и серый от грязи флаг 3х9 хлопает сзади. После Межгорья дорога все время идет в подъем.
11:20, 17км, высота 696м – мы на перекрестке с трассой Уфа-Белорецк. Полтора дня назад нам так надоела эта дорога, а теперь мы ей рады! Холодно, фоткаемся у знаменитой эмблемы (такие фотки я не раз видел в internet’е) и едем дальше.
Вкручивается вяло, с неохотой, руководитель пытался подбадривать участников. 11:42, 19,9км заезжаем в придорожное кафе «Елочка», греемся, пьем кофе с беляшами. В этот день у Виталика день рождения, а мы мокрые и уставшие после нелегкого внедорожного участка. Поэтому в планах на этот день - доехать до Белорецка (до него километров 40) и ночевать не в палатках. Трогаемся, немного потеплело, посветлело и на улице и на душе, дождя нет – ехать становится легче бодрее, одежда сохнет на ветру.
12:29, 28,59км, высота 507м - прокол заднего колеса у механика. Осмотр покрышки (Michelin XC Hard Terrain) показал, что она порезана и из нее торчит маленький острый камень, который стал причиной прокола. Заклеиваемся, покрышку менять не стали.
13:54, 41,7км – остановка для короткой передышки. На этом участке пути местность была пересеченная, но затяжных крутых подъемов нет, трафик невысокий. То начинался, то прекращался несильный дождь.
14:27, 52,9км - перед с. Серменево снова делаем получасовую остановку в придорожном кафе, пьем чай и едим блинчики. Дождь продолжает моросить, но это уже почти незаметно. В очередной раз в кафе пробуем узнать про башкирский мед. Нам дают координаты местной пасечницы, у которой всегда мед хороший. 14:57- трогаемся, в поисках дома пасечницы заезжаем в село. Парень из местных провожает нас на мотоцикле прямо к забору ее дома, но меда мы так и не купили – его просто нет, еще не качали.
15:21, 57,6км - выехали из Серменево. Трасса Уфа-Белорецк делает поворот на северо-восток налево, трафик слегка увеличивается, встречаются грузовики, местность пересеченная, но сильно крутых и затяжных подъемов нет. Все очень напоминает нашу Клинско-Дмитровскую гряду. Только здесь - или сосновый бор или березовая роща, а не как у нас – елово-смешанный лес. Виталик просит у меня флаг, я ему с удовольствием его отдаю и он очень бодро вкручивает впереди всех.
16:13, 72,82 км – фотографируемся у таблички «Белорецк-1762», и едем размещаться в городе.
16:30, 76,5км останавливаюсь у гостиницы «Усадьба», узнаю о стоимости номеров. Работницы гостиницы (!!!) советуют нам снять квартиру, поскольку по их словам, так будет значительно дешевле и возможно даже комфортабельнее. Они дают нам газету с объявлениями, всячески помогают, содействуют в поисках, за что им огромное спасибо! Всегда очень приятно, когда местные жители так доброжелательны по отношению к нам. В этом походе я не могу припомнить случаев недоброжелательности или враждебности к нам со стороны местных. Могу сказать, что и жители Башкортостана и жители Челябенской области независимо от национальности и вероисповедания очень гостеприимны. Даже когда местные узнавали, что мы из Москвы и Московской области – доброжелательность не исчезала!
Мы договорились о снятии 2х комнатной квартиры на ночь почти в центре за 800р. (впрочем, вариантов дороже 1000р. не было). Немного покружив по городу в поисках, и уже немного уставшие мы приезжаем на нужный адрес и размещаемся. Обедаем! В этот день у нас был полноценный, хоть и поздний обед с первым и со вторым. После обеда делаем закупку продуктов, стираемся, готовим праздничный ужин. Очень понравилась наша «большая стирка». Все получилось быстро, слаженно и дружно – один стирает, один полощет белье, отжимает, остальные вешают на все имеющиеся в квартире веревочки. Целую ванну грязных вещей мы осилили минут за 40 – я дольше ходил по магазинам в поисках стирального порошка!
А праздничный ужин тем временем уже готов, и мы садимся за стол. Из алкоголя на столе красное вино и немного коньяка, а еще были фрукты и торт. Все прошло очень мирно, весело, позитивно и без последствий для здоровья. Спим мы сегодня на мягких кроватях, хоть и в спальниках.
Итог дня: 84,3км, время в седле 5:13, суммарный набор высоты – приблизительно 350м.
9 июля, четверг
Подъем дежурных в 7:30.
Утро мне запомнилось натягиванием мокрых, но чистых велоштанов и ветровки на тело. А еще по-домашнему вкусной кашей. А разве может быть иначе, когда дежурит Вася! Этот спокойный тихий, на первый взгляд не очень общительный парень проявил себя в походе как классный механик, отличный повар и раскрыл музыкальные таланты. Впрочем, утренние каши будь то гречка, будь то овсянка или пшенка – все у нас всегда получались очень неплохо! Но в этот раз даже как-то не чувствовалось, что мы в походе!
Нам предстоял еще один непростой внедорожный участок – перевал через Хребет Бакты из Башкортостана в Челябинскую область. Первоначально я хотел обойти хребет через урочище Юризань (бывшая станция Юризановка узкоколейной железной дороги), но еще в МКК при заявке маршрута, а потом директор Южно-Уральского Государственного заповедника сказали, что это невозможно т.к. это - строго охраняемая территория заповедника. Для нас это значит, что придется идти по запасному варианту - траверсировать г. Иремель.
10:30 выехали с места стоянки. 10:40, 2км - долго набираем воду в колодце садовых участков и она какая-то грязная. Поднимаемся по асфальтовой дороге среднего качества с очень низким трафиком и иногда крутыми подъемами. 11:21 8,6км, 645м – делаем короткую остановку у родника «Свежесть», набираем воду отличного качества в оборудованном школьниками роднике и едем дальше.
11:52, 12км, высота 743м – у руководителя снова спущено переднее колесо. Удивительно, но в камере мы так и не нашли дырку – даже когда ее в лужу опускали пузырьков не было! Мне за новой далеко лезть было – а Виталик достал новую камеру сразу. Мелочь, а приятно, командная взаимовыручка! До пос. Тирлянский дорога плавно сбрасывает высоту.
13:05, 28,9км - табличка Тирлянский, поворачиваем налево, едем смотреть плотину, хоть это нам и не совсем по пути. Ветер в лицо, а покрытие дороги – пыльный гравий, я кручу на 1:3-1:4 не более 10-11км/ч. А ребята крутят сзади, отстают. Наверное, каждый из них думал в этот момент – вот сдалась ему эта платина!
13:37, 33,4км, высота 536м - перед нами вид на плотину и какое-то разрушенное здание, возможно церковь. Едем к плотине – ветер тут буйствует! И виды красивые – настоящая стихия! Памятная табличка тут говорит о том, что более 30 жителей Тирлянского погибли здесь при наводнении 1995г.
13:57 - Местные жители рассказали нам, что неподалеку начинается грунтовая дорога в Николаевку. На карте обозначены две дороги в Николаевку – одна грунтовая дорога, другая - дорога с улучшенным покрытием. Я подумал, что грунтовая дорога про которую говорили местные – это та, что обозначена на карте как грунтовая, а та по которой мы ехали до поселка Тирлянский была асфальтовой. Я подумал, что и далее от Тирлянского до Николаевки она будет асфальтовой. Команда единогласно высказывается за грунтовую, и мы едем искать ее начало. Хорошего качества грунтовка, отсыпана мелкой каменной крошкой, идет сначала вдоль водохранилища, затем поднимается почти на самый верх Тирлянского, затем мы повернули налево, на север, едем по полю. И все вроде бы так – по компасу направление верное, но она вдруг поворачивает на юг и пересекает реку, чего в карте нет.
14:20, 37,25км - Мы останавливаемся на развилке трех вполне накатанных дорог, одна посыпана гравием, две другие – хорошо накатанные грунтовки - что-то тут не то! Как вдруг, я вижу как легковушка (кажется Nexia) едет по той грунтовке, которая поворачивает в лес на север-северо-запад, т.е. в нужном нам направлении! Скорость машины немаленькая - скорее всего это и есть искомая дорога на Николаевку. Завхоз с механиком устраняют какую-то мелкую поломку – чуть замешкались, а тем временем по дороге нужного нам направления едет сначала ВАЗ 2114, а потом целых три КАМАЗа! Внутренние сомнения о правильности дороги отметаются – и я направляю группу вкручивать вслед за КАМАЗами.
14:34, 38,6км – Все бы ничего, но дорога уперлась в лесопилку, где стоят и Nexia, и ВАЗ, и КАМАЗы и еще какая то техника! Приехали называется в Николаевку! Лесозаготовители отсылают нас в обратном направлении, мы возвращаемся к развилке трех дорог, едем по той, что хорошего качества, но поворачивает на Юг. Определенно что-то здесь не так – чувствую это пятой точкой!
15:11 - рядом с дорогой установлены столики, встаем на обед! На «сытый» желудок лабиринты легче проезжаются :). Мы едим свою колбасу с сыром, как вдруг едет еще одна легковушка, - бегу навстречу выяснять дорогу. Оказывается, что и эта дорога ведет не в Николаевку, а в пионерлагерь, но в этом пионерлагере есть местный вожатый, который везде ходит и все знает.
15:20, 41,25км - Едем к вожатому расспрашивать дорогу - ничего умнее я придумать просто не смог… Выяснилось, что нужная дорога – это та, по которой мы ехали от Белорецка до Тирлянского, т.е. наша асфальтовая, но после Тирлянского она – грунтовая (ново-николаевский тракт), отсыпана мелким гравием (на карте обозначена как автодорога с покрытием, не врут!), а та, что на карте грунтовая (старо-николаевский тракт) – в реальности давно уже проезжаема только на тракторе и найти ее под силу лишь тирлянским сторожилам, а главное, искомый выезд на нужную нам дорогу находится в Тирлянском и мы не доехали до него совсем немного и, как часто бывает, свернули по более накатанной дороги не туда куда нужно!!!
15:40, 44,4км - вернулись, повернули туда куда нужно. Вот такой вот затуп, 2 часа времени с учетом обеда потрачено на ориентирование в «трех соснах»! Но все вроде бы не очень-то расстроились, едем дальше.
16:44, 60,46км - останавливаемся на пятиминутную передышку перед очередным крутым подъемом. Дождь вот-вот пойдет, тучи низкие, но дует сильный боковой ветер, который протягивает мимо нас тучи и не дает им обрушиться на нас дождем.
17:10, 63,95км - пятиминутная передышка у развилки Махмут–Николаевка. До Николаевки еще 6 километров крутить, а мы уже порядком измотаны этой пыльной и трясучей гравийкой!
17:38, 69,3км – мы в Николаевке, отдыхаем, расспрашиваем местных жителей про дорогу на г. Иремель. Снова трогаемся и вскоре мы на нужной дороге, Николаевка остается позади. Грязно, но ехать вполне можно. Проезжаем метров 800 и видим бивак туристов на машине.
Пока общались с туристами – на встречу нам спускаются велотуристы, УРА!!! Мы не одни в этих краях на великах! Велотуристы были Ориенбуржцами из клуба Orenvelo! Уже 2,5 дня они шарахаются в окрестностях Иремеля. Все как один – очень бойкие, некоторые с заплечниками, все с горящими глазами, наперебой рассказывают про то, какая там жесть! А вот девушку они забыли – стоим мы так минут 5-10, впечатлениями обмениваемся, а по дороге спускается девушка на велике (ник Фея), вся в слезах – про какую то собаку огромную рассказывает и постоянно плачет. Ребята ее конечно успокаивают, но факт есть факт – группа у них едет не вместе, растягивается сильно очень! Их штурман с многозначительным видом показывает мне GPS-трек (через Александровку мимо г. Жеребчик и г. Лиственная), говорит, что они там дорогу через болото прокатали. Про себя думаю – замечательно, но это не совсем совпадает с описанием маркированной туристской тропы, зато совпадает с грунтовой дорогой, которая обозначена на карте. Впрочем, если их след будет очевиден – пойдем по их следу, расхождение все равно только от точки «изба», что примерно в дух километрах от второго брода.
18:05, распрощались с оренбуржцами, обменялись координатами клубов, надеюсь когда-нибудь пересечемся, покатаемся… В планах на сегодня проехать еще 4,5км до первой на карте речки и там встать на ночлег на оборудованной стоянке. Путь туда - пешеходная тропа с плавным уклоном вверх, которая идет параллельно разъезженной и грязной лесовозке. Вася и Андрей называли ласково эту дорогу - "Паштет" :).
19:16, 76,6км, высота 581м - мы на месте стоянки. Костровище, стол, речка, сосновый бор, закатное Солнышко – прелесть просто! Что еще нужно велотуристу после непростого дня! Собираем дрова, готовим ужин. Как мне показалось, Виталику особенно нравится все происходящее! Вот он сидит на бревнышке у костра после ужина, поет что-то туристское, вокруг клубится дым… Человек впервые в походе, в довольно нелегком походе, и несмотря на трудности, наслаждается походной жизнью, природой! Мне это конечно очень приятно!
Итог дня: 76,62, время в седле 5:13, суммарный набор высоты – приблизительно 400м.
10 июля, пятница.
Подъем дежурных в 7:30.
В планах на этот день добраться с наименьшими трудозатратами до д. Тюлюк, а на следующий день пешком радиально сходить на г. Иремель. Утром несколько раз начинался и снова прекращался дождь, который слегка задержал меня и Виталика с приготовлением завтрака.
Выезд в 11:10. Первым испытанием в этот день для нас стал брод через р. Тыгын. Медик решил, что его большие 28” колеса позволяют ему брать броды сходу. Смотреть на это было забавно! Я и остальные участники переходим речку сняв кроссовки (бродовой обуви у нас к сожалению не было).
11:35, 2,44км – вполне проезжая в седле грунтовка приводит нас ко второму броду. Встречаем группу пешеходников из Белорецка– они спускаются с Иремеля, так и не дойдя до вершины. Они все тепло одеты и в резиновых сапогах. На этом броде я поскользнулся и упал (е-мае, были бы бродовые шлепки – горнотуристский опыт!). Мне удалось не замочить рюкзак, но фотоаппарат на поясе промок основательно. Сырой, но работает - Canon китайской сборки! Дорога после брода – раскисшая грунтовка, пасмурно, прохладно.
12:05 3,4км – снова пересекаем речку вброд. Желающих штурмовать брод в седле не было. До точки изба ведет проезжаемая дорога, дальше начинается лишь тропа. Едем с короткими передышками.
13:14, 8,6км, высота 759м - мы у почерневшего и обугленного сруба. На карте обозначены две избы, судя по пройденному расстоянию понимаю, что это-вторая. Первую избу мы не увидели, скорее всего, от нее уже ничего не осталось, не заметили мы и развилки дорог, которая должна быть у первой избы – т.е. след, который оставили оренбуржцы потерян. Пятиминутный отдых, на всякий случай говорю команде осмотреть поляну, - может быть развилка здесь?! Но развилки нет.
Едем по маркированной тропе – везде повязаны полиэтиленовые ленточки. Ехать можно местами, местами приходится перевозить велосипеды через камни. Тропа постоянно набирает высоту и поворачивает на восток. Уже почти на 100% уверен, что эта тропа не ведет к Тюлюку мимо г. Лиственная и г. Жеребчик, а ведет прямо на г. Иремель. Местность совпадает с описанием тропы на г. Иремель. Велосипеды мы почти всегда везем, ехать удается лишь местами. 13:37, 10,34км, высота 845м – пятиминутная передышка.
14:15, 12,81км, высота 987м - справа открывается вид на безымянный хребет, фотографируемся на курумниках! Промокла карта в планшете – на ней сплошное зеленое пятно, ориентироваться по ней стало невозможно.
В этом походе у нас на каждый день была заготовлена карта, на которой был размечен маршрут и обозначены предполагаемые места ночевок. В качестве источника я выбрал отсканированный двухкилометровый атлас военно-картаграфической фабрики. Кроме того, был заготовлен запасной вариант – генштабовские километровки (состояние местности на 1977 – 1986г.)
Тропа идет на Восток, т.е. на г. Иремель т.е. не так, как я изначально планировал, а это значит – нам предстоит стать вело-горо-восходителями! Тратить время на разведку запланированной тропы не хочется – 2-3 человека будут искать, а остальные – мерзнуть! Иногда удается ехать, но чаще мы просто катим вверх велики.
15:12, 17,75км, высота 1079м. – делаем обеденную остановку. С набором высоты туман становился все гуще...
16:37, 15,93км, высота 1189м. Видим синюю табличку с надписью г. Иремель и схемой-картой. Подъем становится все более крутым, таежный лес постепенно сменяется тундрой, а мы – в самом настоящем облаке!
16:57, 16,49км, высота 1248м. Есть ручей и оборудованное место стоянки. Беру в разведку Васю и GPS и мы идем по тропе наверх. Компас показывает на Север, тропа резко набирает – на Иремель. Пройдя около 500м - возвращаемся.
Разбиваем лагерь. Если верить карте, то где-то от этого места должна быть тропа, ведущая в п. Тюлюк мимо г. Жеребчик. В компании Андрея Демакова идем на разведку этой тропы. Ветрено, пасмурно, туманно. Минут 40 мы шатались по заваленному курумами и поросшему высокой мокрой травой склону, предпринимали безуспешные попытки найти нужную тропу - но ее нет! Мы пошли обратно к тропе на г. Иремель, набрали еще около 200 м. от места стоянки вышли на перевал. Высота 1441м. Ветер, видимость не более 30м., хо-л-л-лодно. Видим туристов! Они одеты как-то по-городскому. Среди них двое девушек. Привет екатеринбуржцам! Расспрашиваем их о тропе в Тюлюк – они сообщают, что есть пешеходная тропа, но на великах там будет непросто. Вскоре подходят двое парней (Оренбуржские пешие туристы), рассказывают о том, что есть тропа ва-а-аще без проблем, и маркированная! Довольные результатом разведки мы возвращаемся на место стоянки. Лагерь уже разбит, ужин варится, я сильно замерз, переодеваюсь в сухое, греюсь. Забавно то, что я ребятам
сказал, что впереди 350м набора высоты, где постоянно придется завозить велики в подъем, а кое-где возможно будет нужно даже рюкзаки снять, а вот дальше – спуск по маркированной тропе без особых проблем (кто за язык тянул!? :) ). Ужинаем и ложимся спать, сегодня у нас это получилось раньше, чем обычно.
Итог дня: 16,49км, время в седле 2:33, суммарный набор высоты – 667м.
11 июля, суббота
Подъем дежурных в 7:30.
Утром все было как и вечером, пасмурно и ветрено. Мокрая после вчерашней разведки ветровка не высохла и мне предстояло идти наверх в немногом сухом, что у меня осталось – в термобелье. Ведь я, следуя принципу «бери только самое необходимое», выложил тяжелую флисовку дома. Уровень комфорта – сами понимаете, не высокий, но идти безусловно можно! Но, выручил меня Вася - он сам предложил мне свою куртку. Было неожиданно и очень приятно и как-то даже стыдно – огромное спасибо еще раз. Взаимовыручка у нас в команде - на высоте, а вот с экономией веса мне нужно быть повнимательнее – покупать более технологичные легкие и компактные, но не менее теплые вещи.
10:20- вышли с места стоянки. Делая серию коротких передышек, потратив чуть менее часа времени мы взяли перевал 1441м. Уклон тропы - 15-20%, с набором высоты он уменьшается. Камни, но катить велосипед можно даже не снимая рюкзака. Чем выше, тем более ветрено и меньше видимость. Если честно, в прошлый день во время разведки, я думал, что мы будем дольше подыматься по этой тропе. На перевале выложено что-то вроде не то тура не то Стоунхэнджа. Фотографируемся.
11:20, 1,2км - садимся в седла и начинаем спуск. Видимость – не более 30м. Сверяюсь с компасом, показывает на север – нужное направление, тропа вытоптана хорошо и везде есть маркировка.
11:40, 3км, высота 1276м - сбросили метров 200, безумно хотелось ехать, но тропа становилась все хуже... Сначала корни деревьев мешали ехать в седле, потом начались не очень крупные камни, а уже после 300м сброса высоты тропа пошла вдоль каменной реки и мы всем телом ощутили прелести Южно-Уральского курумника. Почти каждую минуту приходилось то перетаскивать велосипед через камни, постоянно придерживая тяжелую корму велика за подсидельный штырь, то переносить велосипед через поваленные ветром стволы деревьев, поднимая его целиком, и неся его за заднее перо. Надо учесть тот факт, что вес велосипеда с рюкзаком никак не меньше 20кг и признаться, что занятие это не из легких! В такие моменты вспоминаются кадры из фильма про переход Суворова через Альпы.
13:21, 5,97км, высота 980м – уже почти 2 часа продолжаем спуск. Каждые 20-30 минут делаем передышки. На встречу нам стали попадаться пешеходники со счастливыми лицами и маленькими рюкзачками, все они спрашивают откуда мы, смотрят на нас очень удивленно, - а нас интересует только один вопрос: далеко ли до Тюлюка!!! Один из пешеходников говорит, что до Тюлюка не менее 8км, но вот такой дороги еще около 2,5км! Местность постепенно становится более пологой и мы уже идем вдоль русла реки, поваленных деревьев и огромных валунов все равно много. Как же тут все-таки красиво- сказочный туманно-темный, густой лес, каменная река слилась с рекой настоящей!
14:14, 7,4км, высота 937м мы у брода. Стремительный горный ручей можно перейти по бревнам и камням не вымочив ног, а велосипед перевезти.
Почти сразу после брода тропа превратилась в сплошной курумник. Один из идущих навстречу пешеходников - явно опытный турист. Он сказал, что это он развесил маркировку для какого-то забега, а мы - спутали дорогу! Вот тут то мне становится по настоящему обидно! Мы на той самой тропе, которая огибает г. Жеребчик с запада, которую вчера безуспешно пытались разведать! А ведь есть еще и другая, по словам этого мужчины – более наезженная! Но он нас хвалит, приглашает приехать на экстремальную велогонку по г. Иремель на будущий год :) Он обнадежил нас - осталось около 500 метров курумника, а дальше –пешая и проезжая дороги сливаются и мы сможем поехать в седле! В путь! Последние 300-500 метров камней природа дала какую-то "кульминацию", в том месте камни были самые крупные, этот участок мы шли не менее получаса.
15:02, 8,33км – камни уступают место тропе, можно ехать. 15:15, 8,6км – вышли на автомобильную дорогу и уже едем, точнее несемся вниз по раскисшей от дождей и разъезженной лесовозами дороге. Тормози – не тормози, скорость не менее 35 км/ч, комья грязи летят из под колес в разные стороны и очень скользко! На этом участке пути у нас было два картинных падения в грязь, которые очень хотелось снять на видео. Сначала не справляется с управлением медик, а за ним – штурман. Огромная толстая палка торчит из колеса Андрея, но ее мы удачно вынимаем и ничего не повреждено!
16:04, 15,3км, высота 581м - наконец-то, мы в Тюлюке! Турсервис здесь явно развит – отдыхающих всех мастей сюда аж на автобусах возят!
Ну а мы пробуем узнать про ночлег и про баню. Местные бабушки пообщались с нами, хотели предложить нам найти жилье подешевле, но посовещавшись, мы решили остановиться в местечке «Ковчег». С первого взгляда мы не оценили все достоинства этого «этноотдыха». Сначала перспектива париться в бане и ночевать на сеновале за 500 р. с человека нас не прельщала. Но мы перекусили, снова все обсудили и вот мы уже моем в речке грязные вещи, развешиваем белье по веревкам, пьем чай в «манубаре», греемся у печки, стучим в там-тамы вместе с остальными постояльцами «Ковчега». Когда много там-тамов бьют один ритм – это почти экстаз, непередаваемое ощущение! Закрываешь глаза, слушаешь ритм, стучишь сам, Вася на гитаре играет какой-то соляк и тебя как бы отрывает, уносит! Надо сказать постояльцев в «Ковчеге» немало, все они очень разные, но все какие-то спокойные, колоритом и атмосферой умиротворенные. Всю прелесть этого места не передать словами, если вы - не любитель «алкоотдыха» рекомендую побывать в «Ковчеге». Вечером мы отлично попарились в бане, где Вася обнаружил клеща в своей спине, перестирали снова все грязные вещи, а сон на сеновале оказался неописуемо кайфовым!
Итог дня: 16,49, время в седле 1:43, суммарный набор высоты – 193м.
12 июля, воскресение
В этот день мы встали что-то около 9! Светит солнце и приятные облака на небе – как давно мы этого ждали! Мы никуда не торопились, ведь покинуть «Ковчег» было намечено только после обеда. Я расслабился и с дежурством накосячил – сначала вечером гречку пересолил, а потом утром пол кана пшенки случайно вытряс :) Бывает же! А еще утром мы попили вкуснейшего свежего молока.
Мы попрощались с гостеприимными ковчеговодами – Костей и Настей и держим путь в сторону оз. Зюраткуль. Наш путь туда лежит по дороге, начинающейся от моста через р. Бол. Калгаза проходящей через пос. Сибирка.
16:10 – выезжаем. Дорога до указанного моста – пыльный, плавно теряющий высоту щебеночник. На этом участке нас застал теплый и быстрый ливень, а еще прямо по средь дороги сидел здоровый серый заяц, увидев нас он стремительно умчался.
17:20, 19км, высота 454м - после привала в у моста через Бол.Калгазу началось самое интересное. Я устроил небольшой опрос на тему хотим ли мы еще дня два пожестить, либо просто поехать подольше, но уже по населенке и обычным дорогам? Почти единогласно было принято «пожестить!» и мы едем! С самого начала дорога, обозначенная на карте как дорога с улучшенным покрытием радует нас теплыми и грязными лужами, которые приходится обходить. Но завхоз неустанно штурмует каждую лужу в седле! Потом дорога слегка набирает высоту и начинаются подъемы и спуски, подъемы и спуски. Справа виднеется гряда хребта Нургуш.
18:02, 21,6км, высота 616м – небольшая плановая остановка. Тепло, много слепней. Нигде нет ручья, а река примерно в 1-1,5км к югу вниз по склону. Нужно вставать на стоянку, едем до удобного места, т.е. до того, где есть вода.
19:55, 29,8км, высота 684м – проезжаем ручей. Стоянка на более-менее ровной площадке через 300м от ручья на подъеме. Около ручья мы замечаем брошенный кем-то недавно, с виду вполне исправный ЛуАЗ. В этот вечер мы ели вкуснейшую гречку с тушенкой и слушали Rammstein! «Спасибо дежурным! – Слава Завхозу!»
Итог дня: 30км, время в седле 2:35, суммарный набор высоты – 230м.
13 июля, понедельник
Подъем дежурных в 8:30
Выезд в 11:44. Утром мы продолжили наш путь по лесной разбитой дороге. Прямо к дороге подходят каменные реки, но перетаскивать велосипеды не нужно, все проезжается в седле. 12:00 – видим беседку, рядом с ней бурным потоком течет ручей, разливается прямо по дороге. Едем по ручью и лужам. Иногда приходится слезать с велосипеда.
12:20, 3,47км – лужи и грязь уступают место более-менее приличному щебеночнику. На карте это место можно определить как поворот налево, на север. Сначала мы оставляем велосипеды и идем пешком искать местную достопримечательность – фонтан (при заявке маршрута его координаты мне дали неверно, а в GPS я его поленился занести). Естественно никакого фонтана мы не нашли, зато посмотрели на Бол. Калгазу, встретили пешеходников. Возвращаемся к великам и снова в путь.
Отвлекаясь, хочется сказать, что мы использовали GPS навигатор Garmin60Cx. Подробной электронной карты у нас не было. Перед походом я прорисовал весь маршрут в Google Earth и занес предполагаемый трек с предполагаемыми местами стоянок в память навигатора. Для экономии батареек (2штуки за весь поход!) в пути трек мы не записывали, а лишь отмечали контрольные точки на «ключевых моментах» похода, ориентировались мы в основном по компасам и картам. Поэтому в отчете во многих местах суммарный набор высоты дается приблизительно. В реальности он больше. Хочется также отдельно поблагодарить Костю Мальцева за любезно одолженный на поход навигатор.
12:55, 5,63км, высота 608м – доехали до охотничьего кордона. На кордоне стоят бревенчатые домики, баня, мотоцикл, но кордон как-будто пустой, недавно брошен! Отдыхаем, фотографируемся. Из избушки выползает сонный обитатель кордона. Горы вокруг очень живописны! После десятиминутной передышки продолжаем путь в сторону Сибирки – небольшого поселения рудокопов, основанного в 18 веке.
13:25 8,35км - увидели указатель «фонтан», неотлагательно направились смотреть местную достопримечательность. До нее оказалось 4,5км по очень непростой дороге. Фонтан – несостоявшаяся нефтяная скважина. Геологи искали тут толи нефть толи руду, а наткнулись на подземную реку и, начиная с 1976 года, струя воды подымается здесь без какого либо намека на насос метров на 5!! Говорят, что особенно эффектно здесь зимой. Примерно с полчаса мы отдохнули, плескались в фонтане и поехали обратно. Обратный путь как всегда легче и быстрее. 14:55, 18км, высота 675м – поворачиваем на Сибирку, начинаем скоростной спуск.
15:12, 22км – обед в Сибирке. Расспрашиваю водителя «Урала» о возможных путях наиболее быстро попасть на оз. Зюраткуль. Принимаю решение не ехать через урочище Карелка, а объехать по трассе М5 – так будет быстрее, да к тому же мы давно не выходили на связь с Москвой.
16:45, 39,17км - мы около трассы М5. 15км пути туда преодолеваем за один присест, без остановок, затяжные подъемы, которые проезжаются на 1:3 - 1:4 уже для нас не проблема. По пути нам встретился трактор, который на мой взгляд бессмысленно косит траву по обочинам щебеночника. Медик жалуется на плохо работающий переключатель. С проблемой начинает возиться механик, вскоре, интереса ради, присоединяюсь к нему я, мы меняем перегнувшийся трос, все настраиваем и едем дальше. Ремонт занял около 40 минут времени и дал участникам передохнуть.
17:55, 44,5км - по трассе М5 – шумному двухполосному шоссе федерального значения с разбитым асфальтом и с узкой опасной обочиной мы доехали до указателя «Сатка». Здесь делаем сеанс связи с Москвой. Надо сказать, что лучше всех из московских сотовых операторов на Южном Урале работает Megafon. У него есть роуминг местного оператора. Неплохо работает МТС, почти нигде не работает Bee-Line.
Сразу у указателя «Сатка» повернули налево и начинаем подъем к озеру. Точнее говоря, сначала это вовсе не подъем, а 10км идеально гладкого и приятного шоссе – какая же радость после грязи, к которой мы так привыкли за последние четверо суток! А еще не подкачала погода – весь день солнечно и ни малейшего намека на дождь!
18:47, 55,28км, высота 497м - мы у шлагбаума КПП «Магнитский». Платим по 40 р. с человека, проезжаем в национальный парк и начинаем затяжной подъем по серпантину. 19:24, 58,1км, высота 701м – наверное, каждый из нас будет помнить этот серпантин! После него начинается пологий грейдер длиной 10км. Не просто же дался нам этот Зюраткуль!!!
Еще здесь хочется сказать об автомобилистах – дорогие товарищи, прекрасно понимаю ваши чувства, когда вы видите группу велосипедистов с флагом, которые вкручивают изо всех сил в тяжелый подъем! Безусловно, все вы очень рады, и каждому из вас хочется сигналом клаксона нас приветствовать. Но, блин, е-мае! Вас так много, что вы, мягко говоря, нас заклаксонили!
20:25, 68,17км, высота 749м - в конце подъема нас ждало замечательное горное озеро и закатные солнечные фотоснимки. Руководитель и штурман идут на разведку места стоянки. Вскоре мы встали на ночлег в оборудованном столиком месте! Я и Виталик идем в местный магазин – я покупаю рулетик, шоколадку и бело вино, а Виталик булочки и мороженое – так мы будем праздновать конец второго внедорожного спецучастка – ведь дальше нам предстоят только дороги (ну или почти только дороги ;) )
Итог дня: 68,4км, время в седле 6:03, суммарный набор высоты – около 300м.
14 июля, вторник
Подъем дежурных в 8:00.
Сегодня я никого не торопил, а приз за наиболее долгие сборы взял себе. Погода слегка подпортилась и купаться в озере решился только медик. Ай да чудо-доктор, не боится простуды, закаляется!
Выехали в 12:25. Участок до КПП «Магнитский» мы проехали примерно за час. На вчерашнем долгом подъеме сегодня нас основательно потрясло – щебенка, даже при оттормаживании скорость не менее 24км/ч, пыльно.
13:15, 14км – Проехали КПП и снова крутим по приятному скоростному ровному асфальту. Машин почти нет, переменная облачность, не жарко и очень комфортно. 13:53, 24,5км - мы около трассы М5. Теперь нам предстоит 15 километров шумной, загруженной федеральной трассы. Ехать тут очень неприятно и даже опасно. Тем, кто собирается на Южный Урал на велосипедах, могу посоветовать по возможности исключить М5 из маршрута. 14:34 - Виталик проколол заднее колесо своей Meridы.
15:20, 39,3км, высота 396м - наконец-то мы у поворота на г. Куса. Отдыхаем и едем дальше. Дорога становится тихой и приятной, асфальт ровным и почти без трафика, подъемы берутся легко, спуски быстрые, погода не преподносит сюрпризов.
15:45 45,4км - д. Куваши здесь у нас намечен обед. Там же мы пополняем запас продуктов. К привычному обеденному рациону мы решили добавить бананы. Деревня бедная. В челябинской области по сравнению с Башкортостаном все селения бедные. Многие дома заколочены, коров значительно меньше, а лошадей я в Челябинской области я не помню вовсе.
16:31, 49км – Выехав из деревни, мы ощутили еще одну русскую национальную особенность – асфальтовая дорога как-то так плавно перешла в трясучий и пыльный щебеночник... И так до самой Медведки!
17:00, 56км - В Медведке нас встретили лучники, а из одного из окон доносился какой то совковый ВИА времен 1970-х. Песенка типа «Если ты любишь, если не любишь...» нас достала и мы едем дальше.
17:15, 57,23км - остановились после Медведки, набираем питьевую воду в колонке, из окна старенького деревенского дома доносится ор сильно нетрезвого деда. Он декламирует что-то коммунистическое, увидав меня на велике и с флагом, дед принял меня за «проклятого буржуя»! :) Начался хороший асфальт. На этом участке дороги нам встретилась буквально ископаемо-древняя бензоколонка!
А еще нам запомнился нехилый подъем на горы Липовые. На деле вовсе они не липовые, а вполне настоящие горы! Примерно 6км пути на 1:1 - 1:3 и уклон не менее 5% уклон изрядно нас вымотали.
18:02, 67,2км, высота 640м - мы наверху хребта, сидим себе в беседке рядом с липами и обсуждаем - как всегда - помойку! После небольшого отдыха,во время которого наш завхоз отжигал :), мы начинаем стремительный спуск с Липовых гор в г. Куса. Навстречу несущимся на скорости чуть более 60км/ч велосипедистам выбежал ГАИшник, но он только лишь проводил нас изумленным взглядом :). В конце спуска навстречу нам попался шоссер – неплохое место для тренировок велосипедистов!
18:50, 69,4км - после непродолжительной разведки руководителя и медика мы встаем на стоянку на холме за р. Коноплянка. Место стоянки – не самое удачное, местные используют его как покос, а неподалеку устроили свалку.
Итог дня: 69,4км, время в седле 4:03, суммарный набор высоты – приблизительно 250м.
15 июля, среда.
Подъем дежурных в 8:30.
Мы стояли почти у въезда в город. Город Куса – старый, промышленный. Градообразующие предприятия – литейный завод (которому более 200 лет) и завод точных технических камней практически не работают. Город живет довольно бедно. Нашей целью было посетить музей художественного литья – местные мастера литья традиционным способом всемирно известны и не раз получали призы на международных выставках.
Выезд в 11:30. Пасмурно, дождя нет, трафик низкий, местность пересеченная.
11:48, 3,7км – Мы в музее, он находится в здании местного дома культуры. Музей оставил двоякое впечатление – с одной стороны есть действительно интересные образцы художественного литья, с другой стороны явно сегодня не лучшие для завода, музея и города времена!
12:30, 4,4км – Набрав питьевой воды мы выезжаем из Кусы, направляемся в пос. Магнитка. Удивительно, но дорога – ровный, приятный асфальт, подъемы интересные, погода тоже хорошая – солнечно, не жарко, легкий ветер. Видны горы, лес по краям дороги – чистый сосновый бор.
13:36, 21,4км - останавливаемся у р. Куса, которая здесь больше походит на озеро. Есть беседка, несмотря на будний день, есть отдыхающие. Самое время и нам искупаться! Вода была теплая и приятная, а течение почти не ощущалось. После получасового отдыха и купания мы поехали в пос. Магнитка. 14:20, 25,38км- в Магнитке мы обедаем, потом пополняем запасы продуктов на 2 дня, отдыхаем. Особенно не торопимся.
15:37, 28км, высота 386м – почти сразу за выездом из села асфальт кончается, а через 1,5 км. после начала щебеночника стоит указатель подъем 12% и начинается подъем на хребет Назминский. Мы в него больше часа заезжали! Дорога пыльная, особенно если машина проедет, щебенка создает дополнительные трудности, кручу на 1:2, в особо сложных местах перехожу на 1:1. 16:18, 34,9км, высота 638м – делаем передышку посреди подъема, много слепней. 16:50, 37,4км, высота 784м – подъем взят, полностью на велосипеде заехали только штурман и руководитель. Сфотографировались на перевале, да, изрядно нам пришлось пропотеть!
Спускались с хребта мы очень осторожно. Трясет на этой дороге жутко, скорость 20-25км/ч, грузовики «Урал» спускались рядом с нами и почти на той же скорости. Пыльно.
17:21, 44,3км, высота 550м (приблизительно, данные Google Earth)- мы спустились до указателя «Двуглавая Сопка». Рассматривалось несколько вариантов финала нашего похода: постоять на водохранилище рядом с г.Златоуст, съездить в г. Миасс, где побывать на оз. Тургояк и наконец последний вариант – пешие прогулки по национальному парку Таганай. Последний вариант был самым близким, и наверное самым привлекательным. Я пошел узнавать о стоимости остановки в кемпинге, который находится у входа в парк. Стоимость не высокая, но сотрудница кемпинга посоветовала нам проехать 6км по хорошей тропе до турприюта «Белый Ключ». «Там и горы поближе, и база не хуже» – сказала она, и мы едем.
17:35 - сначала тропа туда была действительно очень приличной и мы наслаждались приятной поездкой. 18:30, 49,6км - около 4 из 6 км обещанных нам километров позади и мы у мостика через ручей. Немного отдыхаем, переходим мост и начинаем подъем. Начались камни. Мы уже устали, я обещал легкую проезжую тропу, а тут – камни! После недолгой разведки руководителя, мы идем наверх, в турприют «Белый Ключ», где есть баня и домики.
19:20, 51,1км, высота 638м - каменный подъем вскоре закончился, а через 1км мы приехали к турприюту. И как-то хранители приюта мне сразу понравились! За 100 рублей мы поставили две палатки рядом с приютом и были снабжены двумя охапками пихтовых дров. Здорово!
Вымотанная нелегким днем группа начала ставить лагерь, разжигала костер, а руководитель пошел договариваться с хранителями приюта о бане и спрашивать про прогулку по парку. Вернувшись в лагерь, я заметил пропажу канов! Это меня сильно расстроило – и без этой проблемы мы вымотались, а еще и канов нет! Снова иду к хранителям приюта, оказалось наши каны у них. Они подумали, что каны кто-то забыл на стоянке и во время уборки мусора их принесли в приют. А мы от усталости прозевали как уборщики мусора на вездиходике увезли наши каны! Наконец все приключения на этот день закончились, мы поужинали и легли спать.
Итог дня: 51,1км, время в седле 3:49, суммарный набор высоты – приблизительно 500м.
16 июля, четверг.
Подъем дежурных в 6:30
Выход в 9:00. Именно выход! Мы собрали лагерь, велосипеды с велорюкзаками мы оставили на приюте «Белыйий Ключ». В этот день мы присоедились к работникам Национального Парка! Максим (так зовут лесника) повел сильно захмелевшего начальника лесного хозяйства показывать свои достижения, а вместе с ними – две женщины научные сотрудники, знатоки и хранители флоры и фауны Таганая. Ну и мы – велотуристы из Москвы к ним присоединились! Как же приятно погулять в Таганае с легким рюкзачком за плечами и никуда не переть велики!
10:30 – мы пришли к турприюту «Гремящий Ключ» Он примерно на 500м. выше и удален примерно на 4км от «Белого Ключа». В приюте «Гремящий Ключ» очень понравился сам родник – холодный и стремительный, камешек «авантюрин» и вездеход-самоделка. Там мы оставили окончательно захмелевшего начальника и пошли дальше. Следующая наша большая остановка была у хребта Откликной. Он назван так, потому что вторит эхом даже на негромкие звуки в любую погоду. Там мы полазили по скалам. Было здорово!
13:00 – выдвинулись к следующему интересному пункту – к Долине Сказок. Тропинка там посыпана крошкой минерала «авантюрин», который встречается только на Таганае и еще ни то в Бразилии, ни то в Мексике. От авантюриновой крошки в лунный вечер тропинка как-то особенно светится, а рядом с Долиной Сказок произрастают уникальные реликтовые ели - генофонд деревьев не менялся тысячелетиями!
13:50 – выдвинулись на г. Круглица. Подъем туда не техничный, скорее долгий. Долго идешь вверх по курумнику. Во время подъема начинался дождь, но тучу отнесло и вымочить нас он не успел. 14:20 – мы на вершине, постояли, пофоткались и спустились. Наши «лесные люди» угостили нас сыром и мы все вместе пошли обратно в приют «Гремящий Ключ».
15:45 – снова «Гремящий Ключ», отдыхаем, едим наш традиционный обед. Максим посоветовал нам сходить на «Митькины Скалы» - высокий хребет неподалеку от приюта.
17:40 – после обеда и отдыха мы пошли на «Митькины Скалы». Хребет расположен примерно в 1км к северу от приюта. Поднимались мы туда около 30-40 минут с короткой передышкой. На месте передышки было много комаров. Погода способствовала прогулкам – не было ни дождя, ни жары. Уже чувствовалась усталость за день и за весь поход. Ведь даже и в этот день мы прошли более 20км. На короткой передышке я подбадривал команду: «Вспоминать же будете, вряд ли когда еще тут побываете!».
18:20 –на хребте мы побывали втроем с медиком и механиком. А Виталик и Завхоз остались чуть ниже и не пожалели! Ведь курумники склона поросли мхом и черникой :). Мы спускаемся сначала к «Гремящему», а потом к «Белому Ключу». Причем тропу к нашему турприюту мы слегка спутали и пошли верхней тропой – по курумникам. Обе они маркированы, обе хорошо просматриваемы.
20:15 – мы на приюте «Белый Ключ», достаем велики из сарая, ставим снова лагерь, готовим ужин. Около 23:00 у нас баня. Жаркая, палящая русская баня! Именно такая настоящая русская баня, которая своим пылом и жаром проникает до костного мозга и очищает до глубины. А после парной – в бассейн с обжигающе холодной водой ручья! Ночью я в буквальном смысле отрубился и спал как убитый. Хотите верьте, хотите нет, но мне приснилось вот это! .
Дорогие таганайцы, хочется вас от всей души поблагодарить за теплую компанию, впечатления и за Таганай!
17 июля, пятница
Подъем дежурных в 9:00.
Наконец-то, последний походный день! В этом походе даже в последний день не обошлось без того, чтобы пожестить по грунтам!
12:15 – выехали, начали спуск в седле от приюта «Белый Ключ» до дороги в г. Златоуст. Раскисшая и размешенная колесами вездехода «Вася» немаркированная дорога. В среду мы ее не нашли и поднимались по камням. Еще не известно, где было бы легче!
12:47, 2,95км – дорога привела нас к мосту через ручей, после моста нас ждал грязный грунтовый подъем и вскоре след «Васи» пересек хорошую тропинку, по которой мы ехали в среду.
13:22, 6,75км - мы выехали из Таганая, довольные безмерно! Начинаем спуск в г. Златоуст. Вскоре щебеночник сменился асфальтом. 13:32, 9,7км – то, что надо! - вижу автомойку, подымаю вверх правую руку! Надо было видеть лица Златоустовских автомойщиков – к ним входит грязный, в очках и шлеме, очень радостный чел и просит помыть… велосипеды! Они на меня, как на инопланетянина смотрели! Помыть все велосипеды нам обошлось в 100руб.
14:25, 12,7км, немного петляли по городу. Самое время поесть :) Нашли вполне приличную столовую недалеко от вокзала. Было очень вкусно и недорого!
16:16 - После обеда неспешно поехали в центр города, где устроились на берегу пруда, напротив здания городской администрации. Солнышко, пруд, приятная дремота. А вот Андрей Демаков как всегда в подобных ситуациях играл на гитаре. В последний день похода, Андрей исполнил нам полностью первую часть металл-фэнтази оперы «Эльфийская Рукопись», причем пел он тремя или четырьмя разными голосами! В конце все аплодировали, было здорово! Единственный раз, в самом конце похода, мы просто лежали и отдыхали, никуда не ломились :)
Но все хорошее заканчивается, мы неспешно встали, поехали в сторону вокзала, купили продукты в поезд...
21:06, 23,65км - мы на вокзале г. Златоуст. Ура!!! Разбираем велики, заматываем их в мусорные мешочки. Лучше всех упаковывать велосипед получается у Виталика – все ровненько и без единой погрешности – как будто велик с самого завода был в этом полиэтилене. А вот Андрей Демаков не парился и достал из закрамов велорюкзака смятый ПИК 99 – ведь он не слушал главного борца с лишним весом! Поезд 391 Челябинск-Москва прибыл по расписанию, мы без проблем погрузились в обычный плацкартный вагон и уснули. Каждый из нас жил уже своим будущим и каждый вез домой свои впечатления о велопоходе Южный Урал 2009!
Итог дня: 23,65км, время в седле 1:50, суммарный набор высоты – не более 50м.
Пройденный маршрут
Уфа - Мокроусово - Кабаково - Улукулево - Архангельское - Инзер - Реветь - Айгыр - Нижн.Манява - Верхн.Манява - Татлы (Межгорье) - Серменево - Белорецк - Тирлянский - Николаевка - пер. 1441м. - Тюлюк - Сибирка - Зюраткуль - Куваши - Медведка - Куса - н.п.Таганай - (пешие восхождения на г.Круглица и хр.Митькины Скалы) - Златоуст
Пробег за поход: 675км, суммарный набор высоты за поход – приблизительно 4000м.
Резюме
Про наш поход: учитывая погодные условия, а также нежелание руководителя засиживаться на одном месте и постоянный умеренно-интенсивный темп прохождения маршрута, а также спуск по пешеходной тропе с г. Иремель из-за допущенной руководителем (в условиях плохой видимости) ошибки в ориентировании, можно сказать, что поход получился возможно более сложный, чем IIкс.
Участок д. Реветь – д. Верхн.Манява вероятно был пройден велотуристами впервые, рекомендую его прохождение тем, кто хочет прокатиться на велосипеде по заброшенной грунтовке и не иметь сложностей с ориентированием.
Про Южный Урал: достойный и интересный для велосипедного туризма регион. Несмотря на небольшую высоту гор, рельеф здесь позволяет проводить хорошие велосипедные тренировки. Ориентирование не сложное т.к. дорог здесь не много. Качество дорог переменное – преимущественно хорошие дороги в Башкортостане, среднего и низкого качества – в Челябинской обл. Трафик везде, кроме трассы М5 очень умеренный. Туристские тропы хорошо маркированы и читаемы, потерять их затруднительно.
Про команду: на мой взгляд, у нас сильная, слаженная и вполне тренированная группа. Любого из участников могу рекомендовать как участника III-IVкс, Андрея Демакова возможно как участника более сложных походов. С удовольствием пойду в более сложный поход тем же составом.
Про насекомых: они есть, но я ожидал, что будет гораздо страшнее!
Про башкирский мед: его мы так и не попробовали :).
Спасибо участникам за фотки, за очень ценные замечания и комментарии к отчету;
Алексею Ulter'у за пример того, как надо фотошопить!
_Alex_
|