_Alex_

Велопробег Санкт-Петербург - д. Коськово 2015

Упоенные Сливой "Сербия - Черногория 2012

О велопоходе IIIкс "Западный Кавказ 2011

О велопоходе "Валдайская Возвышенность 2010"

Велопоход Карельский Перешеек ноябрь 2009

О велопоходе "Южный Урал 2009".

Покатушки "Анархистов в тумане". Карпаты, май 2008г

Отчет о походе 2кс по Краснодарскому Краю, Западному Кавказу

Отчет о покатушке "Кавказ на Н.Г. 2007"

РАЗНОЕ

О Московском Марш Броске осень 2010

Мой первый бревет

Горные впечатления велотуриста. Западный Кавказ, июль 2008г.

Об осеннем марш-броске в Питере

Мои впечатления от лыжного похода 1кс по Кеноозерскому Заповеднику

ССЫЛКИ

САЙТ ВЕЛОКЛУБА 3x9

ФОРУМ ВЕЛОКЛУБА 3x9

Мои впечатления от лыжного похода 1кс по Кеноозерскому Заповеднику.

Прежде всего, хочется поблагодарить командира - Галиньша Дениса Мартыновича за поход и оговориться, что это не отчет, а просто рассказ моих впечатлениях о походе – «свободное творчество». Официальный отчет командира похода здесь.

Наша команда

Фотограф

Оля, фотограф

Романенко Юрий Викторович, 1981

участник, генератор идеи похода, составитель маршрута

Юра, участник

Уразова Анна Евгеньевна, 1984

участница, составительница раскладки продуктов, мегасуперкреатившица!

Аня, составительница раскладки продуктов

Кривошапов Олег Владимирович, 1984

Завхох, лучший повар похода

Олег, завхоз, лучший повар похода

Окунев Алексей Александрович, 1984

Реммастер

_Alex_ Автор фото - Any

Ежова Татьяна Александровна, 1984

Медик

Таня Ежова, медик

Терехов Михаил, 1978

Хронометрист, хранитель спирта, шуток и отличного настроения

Миша, хронометрист, человек-позитив

Начать рассказ хочется с того, как я – велотурист попал в лыжный поход. Еще весной мне хотелось сравнить наш велосипедный вид и остальные, набраться туристического опыта, пообщаться с разными людьми. Летом я ходил в небольшой водный поход, думал о горном, но сходить в лыжку я даже и не помышлял. Кататься на лыжах я в принципе умею, но нести при этом большой рюкзак, идти не по укатанной «бураном», очищенной от веток и размеченной ленточками трассе, а по лесному бурелому, тем более ночевать на сильном морозе в палатке - как такое возможно!
Возможно, но не в этой жизни, подумало мое левое прагматичное полушарие мозга, после того, как осенью я прочитал отчет лыжного похода 2кс по Кольскому п-ову. А правое полушарие, романтичное, уже хотело в поход, хотело испытать то, чего раньше я никогда не испытывал. Пока мои полушария спорили между собой начало Бауманской ШЛТ я благополучно прозевал. Но помог случай: в городском турклубе я встретил Диму Гришина, и он мне посоветовал попробовать сходить в не ШЛТ-шную 1-ку. «Новый Год весело встретишь и с людьми пообщаешься» - сказал он «Там и поймешь, близок тебе лыжный и горный туризм или нет». Он и сам тогда выбирал между этим походом и походом 3кс по Уралу, но обстоятельства ему ехать не позволили.
И вот выпал первый снег, я уже хожу на лыжные ПВДшки, выбираю снарягу, ремонтирую палатку «зима»….

Палатка Зима на тестовом выходе. Газпром рулит!

28 декабря 2007, пятница.
Последний, для нашей команды, рабочий день. Поздние верчение, плавно перетекающие в ночные сборы, 4-х часовой сон. А у многих из нас этой роскоши не было :).

29 декабря 2007, суббота.
Утром взваливаю на себя не легкий спиногрыз и отправляюсь на Ярославский вокзал. 9:45, поезд Москва-Архангельск тронулся. Нам ехать до ст. Плесецкая. Буквально с первых минут начался наш новогодний квест, придуманный и проведенный Золоторевой Ольгой. На остановке в Ярославле закупаемся «Ярпивом», а Миха угощает нас малосоленой рыбой, которую он сам поймал и приготовил. Этот человек в походе еще не раз удивит команду своими кулинарными способностями, угостит спиртом 85%, разведенным с клюквой, развеселит всех песней «По тундре, по железной дороге…» или ловкой шуткой. А в поезде, за рыбо-пивным обедам он рассказывал нам о своем двухмесячном велосипедном путешествии по Мадагаскару, чем всех нас очень заинтересовал.

30 декабря 2007, воскресение.
01:55. Поезд прибывает на ст. Плесецкая, мы без проблем выгружаемся, благо чехол с велосипедом вынимать с 3ей полки и вытаскивать его через узкие дверные проемы вагона не нужно. Плесецк встречает нас легким снегом и температурой 0…+2. Почти сразу приезжает заранее заказанный автобус ПАЗ с эмблемой «Кеноозерского Заповедник» и везет нас в Усть-Почу. Путь туда запомнился понтонной переправой через р. Угра, подсвеченную строем фонариков у правого борта понтонов.
Около 4:00. Автобус останавливается около клуба в Усть-Поче, мы собираемся, смазываем лыжи, одеваем их на ноги и вот уже идем первые метры маршрута. Путь наш лежит сначала по спящей деревне, потом через озеро. Нескатанная, выражаясь велосипедной терминологией, группа сильно растягивается. Идти очень не легко. Первая остановка в беседке с надписью «кладбище боровое». Готовим чай, едим сыр, колбасу и остатки пищи из поезда, выпиваем первые в этом походе 50 грамм спирта, выполняем первый легкий ремонт.
Слава Богу, что в этом походе серьезных поломок не случилось, и мне, как реммастеру группы, не пришлось чинить сломанные лыжи и палки. Весь ремонт чаще всего сводился к нашивке фаст, ремонту строп на креплениях, иногда на снаряге, закреплению лапок на палках. Часто участники сами ремонтировали личную одежду, и я мог позволить себе жить спокойно ;) .
Покопавшись в рюкзаке, я понял, что благополучно пролюбил маленький гермик с паспортом и обратным билетом. Achtung, подумал я! Придется обосноваться в кеноозерской глуши. Благо эта сложность тоже нашла свое решение, но об этом в конце рассказа о походе.
Полностью рассвело и мы продолжаем наш путь. Не очень длительный переход до следующей остановки в дер. Глазово, которая запомнилась деревянной церковью с колокольней.

Церковь в д. Глазово

После небольшого привала мы движемся дальше, сначала по озеру, а затем по лесу в сторону д. Тырнаволок. На берегу оз. Долгое решено поставить лагерь на ночевку. На западном берегу оз. расположена дер. Тырнаволок, на восточном, дер. Вершинино.
Около. 15:30, посмотрев д. Тырнаволок за светло возвращаемся обратно и начинаем оборудовать стоянку для ночевки. Около 17:00. На костровой сетке, натянутой между деревьями трещат сухие сосновые дрова, рядом завхоз, по совместительству профессиональный повар Олег, колдует над каннами. Полным ходом идет заготовка дров для ночевки. Тепло. Мокрый снег скрипит под ногами. Закончив распиловку очередной сушины я Михаил и Олег принимаем очередные 50гр. Вскоре ужин готов и раздается команда «миски к бою». Все перемещаются в теплую «зиму», где завснар Слава уже минут 40 топит печь. Жарко, ложка за ложкой, вкусная гречка перетекает в желудок.
Но идиллию вечера в бивуаке омрачили некоторые события, о которых подробно рассказывать не хочется. Оставлю лишь заметки на полях для руководителей – будь то сложный поход или матрасная единичка, постарайтесь как можно ближе узнать каждого из участников на этапе подготовки (предвижу здесь улыбку, но это уже из-за вашей испорченности). Постарайтесь выяснить все ранее перенесенные каждым из участников серьезные заболевания и травмы, имеющиеся хронические заболевания и вредные привычки. Это может избавить от многих неприятностей, касающихся здоровья участников, ибо предупрежден - значит вооружен! Цитируя опытную туристку Аню, участницу многих сложных походов: «Впервые у нас в группе профессиональный врач и нам это понадобилось!»

31 декабря 2007, понедельник.
Этот день у нас получился дневкой. Участники совершили пеший переход 200м. в глубь леса на более удобную для встречи Нового Года стоянку. Командир, Миха, Юра, Оля и Медик намотали несколько больший километраж за этот день
Под встречу Нового Года была оборудована полянка, рядом с подходящей по высоте елочкой поставлен снеговик, был установлен снежный «стол» опоясанный деревьями с трех сторон и костром с четвертой. Аня проявила свои незаурядные организаторские и креативные способности в украшении елки и снеговика, приготовила замечательный торт из печенья и руководила приготовлением многочисленных для походного празднования салатов, сервировкой «стола». Она же организовала покупку музыки (миниколонки для I-Pod), за что ей отдельное спасибо и всяческие респект.

Наш новогодний торт. Вкусняшка! Спасибо Ане

Примерно за час до Нового Года, командир организовал небольшой брифинг, на котором каждый из участников получил возможность рассказать о себе все, что желает.
После встречи Нового Года Олин квест перешел в свою финальную стадию, мы, наконец то, отгадали кто из нас - Дед Мороз, и он перешел к вручению подарков за исполнение какого-либо номера. Особенно мне запомнилась песня “Stranger in The Night” в исполнении Оли и восточный танец Тани-медика. После было не очень продолжительное застолье.

1 января 2008, вторник.
Для меня день начался красивым рассветом с видом на озеро. Похолодало, температура опустилась до –3…-5. Сборы были не очень долгими. Мы выдвинулись на маршрут. Первые 800 метров мы шли по трескучему льду, слегка припорошенному снегом. Затем вышли на берег и стали подниматься по лесному массиву, вдоль русла реки.

Деревня Бухалово. Символичное название :)
Русло речки.

Холодает, температура воздуха постепенно опустилась до -17…-20. Русло реки петляет и в районе д. Тарасово поворачивает резко налево. Для того чтобы перебраться на соседний берег нам предстоит круто подняться. Спуск на лыжах уже невозможен и я снимаю лыжи и спускаюсь на след бурана, ведущий к одиноко стоящей рядом с дорожными крестами избушкой. Изба расположена на берегу озера, она черная от старости, но вполне сносная. Решаем остановиться в ней. Внутри избы есть русская печь, стол, некое подобие кроватей, пол выстлан сеном. Неподалеку много дров, перед избой оборудовано костровое место. Стемнело. Мороз усилился до -25. Мы пробуем натопить холодную гнилую избу. Русская печь оказалась очень прожорливой.
Она имеет две топки – большое жерло поглощает дровины длиной более полуметра, языки пламени из него стремятся вырваться наружу, их ограничивает лишь стальная створка, а при ее отсутствии – разница давлений внутри и снаружи. Малая топка – для готовки. Там сжигают дрова меньшего размера.
А за избой – морозная ночь. Юра достает КПК с картой звездного неба. Все выключают налобники и пытаются разглядеть созвездия. Большая Медведица, Полярная Звезда, Малая Медведица, Касеопея. Сколько звезд на январском небе Кеноозерья. Вскоре выясняется, что карта плохая и все удаляются в избу. А я остаюсь, слушаю абсолютную тишину, лишь изредка нарушаемую глухим треском льда на озере, смотрю на звезды. Упала одна, за ней вторая. Загадал, наверное сбудется! В Москве такого никогда не увидишь!!
Ужинаем приготовленной на костре кашей под песни из кинофильма «Гардемарины – вперед!» и ложимся спать. На завтра назначен ранний подъем.

2 января 2008, среда.
Холодное утро. Рассвет. Завтракаем. Выходим на маршрут около 9:30. Всегда бы так, наверное, думал командир в эти минуты. Быстро переходим озеро по трескучему льду и поднимаемся по лесному массиву. Около 50 минут ходьбы в среднем темпе и мы делаем привал на хорошо укатанном буранном следе, который ведет в деревню Косицыно. Деревня эта оказалась обитаемой, и даже с телефонной связью. Двое мужчин – местные жители показали нам дорогу к дер. Горбачиха.

Рыбацкая избушка

Обеденная стоянка

Уже на закате дня мы пересекаем это озеро и направляемся к дер. Федоровское. В 300м. от дер. Расположен знаменитый Порженский Погост. А мы разбиваем лагерь неподалеку от избы. Температура около -25 опускается с наступлением темноты. Неподалеку от стоянки есть дрова. Разбираем костровое место, разводим костер, ставим палатку.
В этот вечер и утро завтрашнего дня дежурить выпало мне и Тане Ежовой. Надо сказать, это дежурство запомнилось не только мне и Тане, но и всей команде. Вечернюю чечевичную кашу мы довольно быстро приготовили, но утреннюю рисовую команда ждала долго! Следующим утром только непрочные стенки палатки зима скрывали меня от голодных взглядов восьми туристов валяющихся в спальниках и мечтающих о завтраке!

3 января 2008, четверг.
Ночью было организовано почасовое дежурство около печки. Каждый по очереди подбрасывал дрова в висящую на растяжках печь. Морозное (-30) утро этого дня для меня началось с борьбы за огонь. Несмотря на то, что зажечь костер удалось довольно быстро, развести его до уровня, на котором быстро готовится завтрак не удавалось очень долго. Трижды приходилось все начинать заново, наконец, Миха помог сложить костер правильно и все получилось! Группа вышла поздно! Хочется извиниться перед командиром и группой за плохое дежурство и сорванный выход.

Порженский погост и Лыжня..

Утреннее озеро

Около 12:00 фотографируемся у Порженского Погоста и двигаемся по ведущей в дер. Думино дороге. Да, летом это именно лесная дорога, а в морозный январский день – плотный снегоходный след!
Зимний лес

Около полутора часов движения и мы в Думино. Делаем остановку на обед в дер. Думино у стены очень приличной на вид избы. Обедаем замерзшей варено-копченной колбасой, сыром и сухариками Fin Crispo, заменившими нам хлеб в этом походе. И конечно же, запиваем все это спиртом из Мишиной канистры. На морозе в -25 металлическая стопка приятно обжигает губы и тут же к ним прилипает.
Отдельно хочется отметить великолепно составленную раскладку на поход, все было продумано, просчитано и взвешенно. На маршруте мы шиковали сублимированными продуктами, которые легки в транспортировке, удобны в приготовлении и вполне вкусны.
Пообедав, мы планировали совершить небольшой переход и разбить лагерь на южном берегу оз. Долгое. Но на выходе из деревни обнаружилась очень неплохая дорога и послышался запах печного дыма! Неподалеку кордон лесника. Теплый домик с двумя печными трубами, его хозяин Алексей был очень гостеприимен и предложил нам ночлег бесплатно, лишь за то, что мы будем колоть дрова! Вот оно счастье матрасное - колоть сосновые дрова, любоваться закатом! Дом явно сдается, внутри все очень уютно и комфортно. Лишь электричества нет и быть не может, но нам это не помеха, ведь у нас есть замечательный газовый фонарь, который светит не хуже электрической лампы в 40 ват. Сушимся, ужинаем, ложимся спать. Ночью было жарко, и от жары даже не комфортно! Впервые, за последние 5 дней, хотя, если честно, я не замерз ни разу за весь поход! Весь поход согревала печка, висящая в палатке, и тепло соседа, лежащего рядом! Это действительно ценно и все больше и больше я убеждаюсь в том, что нигде человек так полно не раскрывает себя как в походе.
Туризм делает людей друзьями, но, к сожалению, иногда ссорит людей.

4 января 2008, пятница.
Подъем. Завтрак. В тепле комфорте и уюте. Прощаемся с гостеприимным хозяином и выходим на маршрут. Движемся на юг в сторону оз. Масельгское. Туда проложена вполне проезжая дорога. Движемся довольно быстро.

оз. Масельгское

Пройдя около 5 километров спускаемся к деревне Масельга. Спуск очень приятный, с ветерком!
Здесь, на северном берегу озера решено устроить привал. Кладем рюкзаки и налегке движемся к высшей точке – Хижгоре. Там, на высоте 284м. над уровнем моря расположена красивая деревянная церковь XIXв.
Церковь на Хижгоре

Смотрим, фотографируемся. Благодаря тому, что кроме нас церковь посетили более цивилизованные туристы, местный житель открыл ее и пустил нас внутрь.
Посмотрев открывающуюся с колокольни панораму, спускаемся.
на Хижгоре

Вернувшись к рюкзакам, мы обнаруживаем очередное ЧП. На этот раз серьезно пострадал завхоз Олег ака Saima. Решив съехать с горы на лыжах, он упал на руку и повредил руку. Его знобило от дикой боли, но он мужественно переносил выпавшие на его долю испытания. Медик сделала обезболивающий укол, но пострадавшему явно требовалась транспортировка и оказание помощи в больнице. На месте было трудно определить тяжесть повреждения. Благо в том же месте оказались московские джиперы – участники клуба 4х4, которые ехали по маршруту Polar Express 2008. Мне посчастливилось помогать медику при транспортировке пострадавшего, так что активная часть похода на этом для Олега Тани и меня закончилась. Мы сели во внедорожники и поехали в больницу г. Каргополь, а ребята остались в Масельге. По плану у них был еще коротенький переход на Лекшимозеро в д. Морщихинская. Путь в г. Каргополь запомнился внедорожными приключениями, которые изрядно подняли настроение пострадавшему и нам. Джиперы повезли не сразу повезли нас в больницу, а решили прорываться к деревеньке, находящейся немного в стороне от зимника. Путь в 1,5 километра, может меньше, занял у колоны из 8 мощных внедорожников более часа. Машины поочередно застревали в снегу, их хозяева их самозабвенно вытаскивали лебедками. Все закончилось фотографиями в деревне на фоне опоры трансформатора.
Заветная деревенька. Фотка одного из джиперов.

Так что, автомобиль, не всегда самый быстрый транспорт! ;)
В Каргополе Олега приняли в больницу, где был сделан рентгеновский снимок. Выяснилось, что поврежден плечевой сустав, врачи под анестезией благополучно вправили его. Мы недорого разместились на уютной квартире у гостеприимной бабушки. Вечером мы присоединились к шумной компании джиперов, гулявших в кафе «Каргополочка». Чудесное спасение пострадавшего было отмечено тостами.

5 января 2008, суббота.
05.01.2008г. В этот день, несмотря на бодрый вид, наш пострадавший должен уехать в Москву. Джипер с позывным Беренг на Toyota Land Cruiser 102 любезно принял его на борт и благополучно доставил до Москвы. Олег хотел остаться еще на день, но вправленный сустав пока лучше не тревожить тяжелым рюкзаком. Хочется поблагодарить всех участников Polar Express 2008 и отдельно их главного - Леню на Discovery III и Беренга на Круизере. Выручили Олега и всю команду! Мы с Таней остались в Каргополе – целый день бродили по городу. Смотрели немногочисленные местные достопримечательности, болтали.

Церковь в г. Каргополь. Автор фото - Any

В это время остальные участники смотрели Лекшимозеро, парились в бане, ели рыбник.

6 января 2008, воскресение.
06.01.2008г. Примерно в 11:00 наши, за исключением Михи и Юры приехали в Каргополь. Мы заселились в заранее забронированную гостиницу «Каргополочка». Я пошел сдаваться в местное отделение милиции ?, ведь ни документов, ни обратного билета у меня нет! В местной ментуре я написал заявление об утере и по факсу из Москвы мне передали копии загранки и военника. Я снова стал полноправным гражданином :)
Вечером, перед тем как уехать на железнодорожную станцию Няндома, мы посетили краеведческий музей, а потом пришли послушать местные Каргопольские сказки. Это всех нас немного позабавило.

В краеведческом музее. Автор фото - Any

В 9 вечера сели в переполненный автобус, который отвез нас на вокзал. На вокзале мне без особых проблем переоформили утерянный билет.

7 января 2008, понедельник.
Ночью мы благополучно погрузились в поезд. В Москве с бо-ольшой бутылкой шампанского нас встречал пострадавший Олег. Ура, приехали!

Пройденный маршрут

Усть-Поча – о-ва. Федоровские Глазово – Ершово - Тырнаволок – д. Бухалово – д. Кривцово – д. Тарасово – д. Косицыно – д. Тырышкино – д. Горбачиха – оз. Худые – оз. Большее – д. Федоровская - д. Думино - д. Масельга – Хижгора – д. Морщихинская. Радиальный выход д. Морщихинская – д. Орлово – д. Труфаново – д. Морщихинская

Спасибо Командиру и всем участникам за незабываемые впечатления,
сестренке за подсказки по оформлению.